Законодательная лазейка для таможенников-шантажистов будет закрыта. Для этого депутаты Госдумы планируют приравнять российские нормы прохождения грузами таможни к европейским. Если в течение суток грузоперевозчик не проходит таможню, ответственность ложится на ту структуру, которая чинит ему препятствия. Таможенник должен будет дать письменные объяснения причин задержки груза.
Для решения этой задачи будет создан координационный совет. В него войдут 5 думских комитетов: по международным делам, безопасности, экономполитике, транспорту и бюджету. Членами совета станут представители Минэкономразвития, ФАС, ФТС, Минтранса, Росграницы, Генпрокуратуры, Торгово-промышленной палаты и Союза промышленников и предпринимателей.
Несмотря на то, что Президент Владимир Путин назвал наведение порядков в таможенной сфере одной из приоритетных задач, а Премьер Дмитрий Медведев не раз говорил о необходимости снизить сроки прохождения границы в 7 раз, сегодня за многокилометровые очереди на границах таможенники по-прежнему ответственности не несут.
Главная причина, по словам первого зампреда комитета по транспорту Михаила Брячака, в закрытости и коррумпированности таможенной сферы.
«Схема проста: чтобы беспрепятственно пройти границу, грузоперевозчик должен обратиться во ФГУП «РОСТЭК» – к монополисту на рынке таможенных услуг, который на коммерческой основе оформляет документы: заполняет декларации, пересчитывает стоимость груза, но при этом никаких проблем у грузоперевозчика с прохождением границы не возникает», – рассказывает депутат.- Однако, следуя постановлению правительства о перечне предприятий, деятельность которых разрешена на пунктах пропуска, ни о каких коммерческих структурах типа «РОСТЭКа» там речи быть не может», – добавляет он.
Кроме того, проблема еще и в том, что пограничный пункт не имеет соответствующей бытовой инфраструктуры для организации таких стоянок. По данным комитета, за прошлый год на контрольном пункте в таких очередях умерли 7 человек.
Еще одна причина срочной необходимости принять новые правила для таможенников – это банальная неконкурентоспособность России при вступлении в ВТО. «Из-за таких таможенных условий все грузы пошли в обход России. Легче миновать таможню на Украине, обойти по Казахстану, чем стоять на границах России», – сетует в беседе с изданием представитель компании-перевозчика.
Между тем, вступление России в ВТО предполагает увеличение товаропотока на 40%.
«Сроки простоя увеличатся в 2 раза, мы получим уже не 5-, а 10-дневные очереди на границах. В конечном итоге цены на товары будут расти, а покупательная способность снижаться, – прогнозирует Брячак.
По словам главы комитета по экономполитике Игоря Руденского, необходимо максимально приблизиться к европейскому законодательству в оформлении документов и к осени достичь унификации документооборота в сторону европейских стандартов, когда на оформление документов отводится час.
Источник: logistic.ru