В последнее время технология предварительного информирования, переход на принцип «одно окно» и другие процедуры декларируются ФТС России как разработки, созданные специально для ускорения и упрощения процесса таможенного оформления. Возникает вопрос: так ли это на самом деле? Ниже попытаемся ответить на него
Отмечу, что в статье использованы материалы доклада эксперта Гильдии по информационным технологиям Алексея Чупланова.
Для начала напомню, что предварительное информирование для грузов, прибывающих из-за рубежа автомобильным транспортом, с 17 июня текущего года будет применяться в обязательном порядке. Однако эффективность его использования до сих пор вызывает у экспертов больше вопросов, чем ответов.
Так, согласно решению Комиссии Таможенного союза (КТС) от 09.12.2011 № 899, целью данного нововведения является: «оптимизация и ускорение таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля». С точки зрения рядового перевозчика, это – уменьшение, а в идеале – отсутствие очередей на границе и быстрое таможенное оформление. Однако практика показывает, что достичь желаемого эффекта непросто.
Пока непонятно, каким образом нужно передать предварительную информацию (ПИ), чтобы во исполнение решения КТС № 899 она оказалась на пункте пропуска не позднее чем за 2 часа до прибытия транспортного средства на границу? Безусловно, с технической точки зрения это возможно. ФТС России уже провела большую работу по обеспечению возможности подачи ПИ. Создан портал для внесения сведений о перевозимых автомобильным транспортом товарах и транспортных средствах, разработаны спецификации интерфейсов и протоколы обмена для возможности подключения к информационной системе таможенной службы информационных операторов, через которых заинтересованные лица могут передавать сведения в информационную систему ведомства.
При этом портал имеет некоторые условности: через него можно внести лишь сведения на партии с ограниченным количеством товарных позиций, есть определенные неудобства при вводе данных, пока он медленно работает, у пользователя, на наш взгляд, должна быть квалификация минимум экспедитора. К тому же сейчас сервис предлагается только на русском языке.
Созданы и успешно действуют аутсорсинговые компании, которые предлагают всем желающим услугу ввода необходимых данных для предварительного информирования. Также Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) предлагает использовать систему TIR-EDP, широко применяемую за рубежом. Правда, объем данных, который в нее вводится, и сведения, необходимые для ПИ таможенной службы, несколько отличаются друг от друга.
На практике это означает, что транспортные средства, на которые была подана ПИ через систему TIR-EDP, при включении системы управления рисками автоматически попадут под повышенное внимание таможенных органов. Но тем не менее необходимо признать, что техническая возможность обеспечить предварительное информирование таможенных органов на автомобильных пунктах пропуска все-таки существует. Вот только готова ли сама таможенная служба ускорить оформление транспортных средств при введении 100-процентного предварительного информирования?
Сегодня основное время, затрачиваемое таможенником на границе, уходит на сверку сведений, представленных в электронном виде, с бумажными документами. Существующая гибридная электронно-бумажная технология, которую на 100 % предполагается ввести с 17 июня, только увеличивает трудозатраты, не убирая бумажного контроля и предполагая необходимость проверки электронных копий. На наш взгляд, только сокращение этого технологического процесса может привести к достижению заявленной цели – «ускорению таможенных операций». В конечном счете лишь переход на безбумажные технологии приведет к положительному эффекту.
При этом нынешний уровень автоматизации таможенной службы дает такую возможность, но для этого система управления рисками должна заработать по понятным для всех, разумным и прозрачным критериям. Это позволит отмечать исключительно «рискованные» поставки, а весь остальной товар при прохождении границы отметят в режиме регистрации. В этом случае мы сможем достигнуть зафиксированной в «дорожной карте» цели – обеспечить таможенное оформление груза за 10 минут.
Кое-что об окнах
Похожая ситуация складывается и с технологией «одного окна». Как известно, вступивший в силу с 1 августа 2011 года Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 394-ФЗ внес изменения в ряд законодательных актов. Данным документом должностным лицам таможенных органов переданы функции документарного контроля и принятия решений о пропуске товаров, немедленном вывозе либо об их направлении в специализированные оборудованные и оснащенные места для физического и/или лабораторного контроля в отношении подконтрольных ветеринарному надзору, санитарно-карантинному контролю, государственному карантинному фитосанитарному контролю.
Недавно один из таможенников в ответ на просьбу пояснить, в чем заключается смысл «одного окна», четко все объяснил: «Если раньше мы (таможенники) сидели с ветеринарами каждый в своем окне, то теперь все оказались в одном, тесновато, конечно, но по-другому никак». При этом действующие нормативно-правовые документы говорят о другом.
Так, в принятом в развитие Закона РФ «О государственной границе» от 01.04.1993 № 4730-1 постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» говорится, что «согласно принципу «одного окна» перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ТС) при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию ТС, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля». Считаю, что целью введения данного принципа, как и в случае с ПИ, была минимизация времени проведения государственного контроля в пункте пропуска за счет исключения дублирующих функций и действий государственных органов.
Кроме того, 23 ноября 2011 года вступил в силу приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996, который установил упрощение операций по государственному контролю (в том числе санитарно-карантинному и ветеринарному) в морских и воздушных пунктах пропуска. Если не нарушены средства идентификации и грузовой отсек транспортного средства не поврежден, а указанные товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, то таможенные органы не направляют подконтрольные товары на фактический контроль.
Казалось бы, зачем всем контролирующим органам тесниться в одном окне, если можно перенести фактический контроль в место доставки.
Однако если должностное лицо таможенного органа сомневается в достоверности и/или легитимности представленных для иных видов государственного контроля документах, у него есть право направить товары для фактического контроля в соответствующий контролирующий орган. Надо ли говорить, что в отсутствие соответствующего опыта и специальных знаний малейшее сомнение в документах служит для таможенного инспектора основанием для фактического контроля.
Если раньше на границе каждый занимался своим делом (в смысле своими документами), то теперь работа стала действительно двойной и влечет за собой дополнительную волокиту по проверке таможенными органами, принятию решения о фактическом контроле и направлении товаров для его прохождения. Если прежде контролирующий орган мог ограничиться документальным контролем, то теперь ему формально приходится контролировать фактически.
Правда, для облегчения участи таможенных органов вышеназванным постановлением Правительства РФ предусмотрен обмен данными между ними и другими государственными контрольными органами в пунктах пропуска путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.
Более того, совместным письмом Россельхознадзора и ФТС России от 28.06.2011 № 01-11/304494 были утверждены «Временные рекомендации по информационному взаимодействию Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю и Федеральной таможенной службой в пункте пропуска». Они определяют порядок информационного взаимодействия по фитосанитарному контролю при помощи программного средства Fitonadzor. Кроме того, Россельхознадзор обязался обеспечить ФТС России образцами разрешений на ввоз, круглосуточное функционирование программы, консультации и техническую помощь.
Однако заявленное программное средство пока не работает. Такая же ситуация с Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системой (МИАИС), которой по приказу Минкомсвязи от 11.02.2008 № 23 должны были в 2011 году оснастить пункты пропуска.
При этом она проектировалась и создавалась, чтобы «организовать работу контрольных органов по принципам «одного окна» (однократное представление информации о пассажирах и товарах), «одной остановки» (интегрированный государственный контроль) и перевести в электронную форму межведомственный документооборот».
На последнем съезде информационных операторов в Ростове была продекларирована новая модульная система электронного взаимодействия и межведомственного информационного обмена. Однако, как пояснил представитель ФТС России, пока не все ведомства готовы присоединиться к ней и служба вынуждена ждать отстающих.
Возможно, при введении принципа «одного окна» российский законодатель руководствовался принципом «единого окна», основанным на рекомендациях Европейской экономической комиссии? Он подразумевает применение систем электронного обмена данных, управления рисками и предварительного (до прибытия товаров) уведомления, ориентированных на сокращение сроков очистки и выпуска товаров.
Такой подход упрощения таможенного оформления поддерживается положениями Конвенции Киото (Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года), которая для России вступила в силу с 4 июля 2011 года. Однако, как говорится в старом анекдоте: «абонементы в спортивный зал сами по себе здоровья не поправят». Упрощение и ускорение и Конвенция и ЕЭК напрямую связывают с налаженным информационным обменом, что в нашем случае остается лишь в перспективных планах, несмотря на то что уже скоро год, как все контрольные органы тесновато сидят в «одном окне».
Источник: tks.ru