15 мая в Санкт-Петербурге состоялась встреча представителей органов государственной власти и представителей логистического бизнеса, на которой было обсуждено развитие транспортного комплекса Северо-Запада. На мероприятии, организованном региональным отделением общественной организации “Деловая Россия” и НП “Гильдия профессиональных участников ВЭД” были заслушаны доклады экспертов рынка о проблемах и перспективах развития транспортной инфраструктуры региона, состояния фрахтового рынка и положения дел в области таможенного оформления грузов. Наиболее актуальный на данный момент доклад эксперта НП “Гильдии профессиональных участников ВЭД” Алексея Чупланова о введении обязательного ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом мы приводим полностью
Уважаемые дамы и господа!
Вопрос необходимости 100% предварительного информирования на МАПП, как вы знаете, решен на законодательном уровне, и на практике будет применяться с 17 июня текущего года. В Решении Комиссии Таможенного союза № 899 целью данного нововведения является: – «оптимизация и ускорение таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля». С точки зрения рядового перевозчика это – уменьшение, а в идеале – отсутствие, очередей на границе, и быстрое таможенное оформление. Вообще для Северо-Западного региона вопрос предварительного информирования таможенных органов по автомобильному транспорту не нов, без обязательности ПИ у нас делается последние 10 лет, и большинство перевозчиков уже нашли для себя подходящую бизнес – модель. Но обязательность представления ПИ накладывает более жесткие требования ко всем участникам процесса.
В интересующем нас процессе участвуют две стороны – федеральные органы исполнительной власти, в данном случае Погранслужба и таможенная служба, которая является оператором того-самого «одного окна», и естественно участники ВЭД, представителями которых на границе являются «Перевозчики». Соответственно действия должны быть с двух сторон и согласованны, иначе результат будет отрицательным.
Начнем с участников ВЭД
Рассмотрим основной постулат решения КТС № 899 – предварительная информация должна быть на пункте пропуска заранее, не позднее, чем за два часа до прибытия транспортного средства. Возможно ли это технически? Несомненно. ФТС России провели большую работу по обеспечению возможности подачи предварительной информации. Создан портал ФТС для внесения сведений о перевозимых автомобильным транспортом товарах и транспортных средствах, разработаны спецификации интерфейсов и протоколы обмена для возможности подключения к информационной системе ФТС информационных операторов, через которых заинтересованные лица могут передавать сведения в информационную систему ФТС. То есть, техническая возможность обеспечить предварительное информирование таможенных органов на автомобильных пунктах пропуска существует.
Теперь проанализируем реальную способность воспользоваться предоставленными возможностями рядовым перевозчиком.
Рассмотрим портал ФТС. Для Предварительного информирования по автотранспортному средству предусмотрено 3 сообщения: собственно ПИ, сообщения о прибытии (ЭМДП) и транзитная декларация. При этом понятно, что каждое сообщение имеет свой объем данных и применяется в разных ситуациях. Минимальная квалификация специалиста необходимая для заполнения этих документов – экспедитор, подучившийся таможенному делу. При этом, портал ФТС имеет некоторые недоработки, это и ограниченное количество товаров, определенные неудобства при вводе данных, медленная работа, но никто и не обещал идеального продукта, таких вообще не бывает, а возможность заполнения предварительной информации существует, и многих такой сервис вполне устраивает.
Для тех, кому необходимы более комфортные условия – отлаженный сервис, более удобный интерфейс, сопряжение со своими информационными системами, есть другая альтернатива – приобретение модуля «Предварительного информирования» у разработчиков программного обеспечения, автоматизирующих брокерскую деятельность, у многих разработчиков это бесплатное приложение к АРМу «Декларант». И, естественно, подключиться к информационной системе ФТС России, либо самостоятельно, либо через информационного оператора. Это стоит денег, но за сервис и удобство надо платить.
Но, что, же делать тем, у кого нет желания и возможности приобретать дополнительное ПО, и нет подходящих специалистов для заполнения данных на бесплатном портале ФТС? Что делать водителю, оказавшемуся на границе без ПИ? Для всех этих категорий существуют, аутсорсинговые компании, которые могут заполнить сведения для предварительного информирования и через оператора передать их в российскую таможенную службу. Но, это все касается российских перевозчиков.
А что должен делать иностранный перевозчик? Самостоятельно подключиться к информационной системе ФТС он не может. Здесь также есть несколько путей – для крупных перевозчиков/экспедиторов, создавать свои службы по вводу предварительной информации на портале ФТС, или заключать соглашения с российским экспедиторами, для мелких – пользоваться услугами аутсорсинговые компаний, находящихся в сервисных зонах за рубежом, которые смогут ввести необходимые данные. Возможен также ввод данных и самим грузополучателем.
Кроме того, АСМАП предлагает использовать для предварительного информирования систему TIR-EDP используемую за рубежом, почему бы и нет. Правда объем данных, который вводится в TIR-EDP и сведения, необходимые для предварительного информирования российской таможенной службы, несколько отличаются друг от друга, а это означает, что те транспортные средства, на которые была подана предварительная информация через эту систему, при включении таможенной службой системы управления рисками, автоматически попадут под таможенный контроль. В Белоруссии для приема TIR-EDP созданы специальные «окна приема», куда обращается перевозчик и таможенный инспектор до вводит недостающие данные, у нас отдельных окон нет, и что-то мне подсказывает, что дополнительный ввод данных таможенным инспектором на нашей границе не будет благотворительностью. Но, как известно, опыт – критерий истины, время покажет, а еще одна возможность подать ПИ существует.
А теперь самый сложный вопрос – что же делать при отсутствии информации и в случае возникновения аварийных ситуаций, когда данные о ПИ по какой либо причине не дошли до таможенного органа на границе, или если поданная информация недостаточна? В соответствии с тем же решением КТС №899 « заинтересованное лицо …должно представить информацию … в течение ближайших двух часов». Как это обеспечить? В настоящее время на всех таможенных переходах находятся представители информационных операторов, которые могут внести необходимые данные и передать их в информационную систему таможенных органов. Да, это не является предварительной информацией, но это значительно экономит время на ввод этих данных сотрудником таможенных органов и, в конечном счете, приводит к сокращению очередей. В настоящее время, поднялась компания по «вытеснению» представителей информационных операторов с переходов, делается это под предлогом борьбы с « посредниками». К чему это приведет? С моей точки зрения, только к увеличению очередей и коррупционной составляющей. Таможенники будут вынуждены вводить данные предварительного информирования в свою информационную систему самостоятельно, и я думаю, не бесплатно, и вместо улучшения ситуации на границе, мы получим только ухудшение. Считаю, что, когда все привыкнут подавать предварительную информацию и таможенные технологии будут отлажены, то необходимость в услугах представителей информационных операторов на границе исчезнет сама собой, и они уйдут с пограничного перехода.
Также есть предложения, поступающие в Росграницу, обеспечить возможность водителям самим, с использованием информационных киосков на пограничном переходе, вводить данные для таможенной службы, это с моей точки зрения, является утопией. Заполнение ПИ это вопрос не запредельной сложности, но и не очевидный, можно ли поручить это водителю – да, нужно – большой вопрос. Мне кажется, каждый должен заниматься своим делом, это у классиков называется разделением труда.
Доложу присутствующим о том, что Росграница произвела эксперимент. На МАПП Торфяновка из очереди был выбран самый смышленый и приличный на вид водитель, которому предложили выполнить все операции по заполнению данных. Результат можно смело назвать отрицательным. Водитель безуспешно терзал предоставленный компьютер около часа, после чего отказался участвовать в продолжении эксперимента, использовав при этом совершенно непарламентские выражения, направленные в адрес экспериментаторов, таможенной службы и даже собственного работодателя. Закончил он свою оценку внедряемых современных таможенных технологий выводом о том, что он лучше заплатит таможеннику, чем будет заниматься этой ерундой.
Результаты эксперимента представляются очевидными. Заполнение ПИ это вопрос не запредельной сложности, но и не элементарный. Можно ли поручить это водителю – да, нужно – большой вопрос. Мне кажется, каждый должен заниматься своим делом, это у классиков называется разделением труда.
При этом я хотел бы донести до присутствующих мысль о том, что все расчеты по оказанию услуги ввода данных должны быть максимально в безналичном расчете, необходимо убрать наличные с границы. Водители экономят на всем, и считают, что лучше дать деньги таможеннику за ввод данных, чем заплатить за эту услугу сторонней фирме, справедливо полагая, что таможенник в этом случае более благосклонно отнесется к нему. Этим они не только развращают сотрудников таможенной службы, но и сами же создают очереди, а когда у них по какой-то причине не берут денег (обычно, когда объем ввода данных большой – больше 10 товарных позиций), жалуются, что их отправляют к «посредникам».
А теперь другая сторона единого бизнес процесса – таможенная служба, при этом пограничников, т.е. эмиграционную службу мы не трогаем, предполагая, что там все хорошо. Сможет ли она при введении 100% предварительного информирования обеспечить заявленные цели?
В настоящее время основное время, затрачиваемое таможенником на границе, составляют ввод данных в информационные системы «смежных» ФОИВ, для реализации «одного окна» и сверка сведений представленных в электронном виде с бумажными документами, и только с сокращением этого технологического процесса можно достичь необходимого результата – ускорение таможенных операций.
Понятно, что при существующей концепции «презумпции виновности» со стороны таможенной службы, отказаться от сверки сведений невозможно. Только с изменением менталитета таможенников на «презумпцию невиновности», и когда заработает система управления рисками, которая отметит «рискованные» поставки, а все остальные должны проходить, что говорится влёт, мы сможем достигнуть зафиксированной в «дорожной карте» цели – оформление на границе за 10 минут. Правда, это возможно только при достаточно разумных критериях в системе управления рисками.
Очень бы хотелось, наконец, чтобы таможенная служба перешла к безбумажным технологиям, только в этом случае нам всем удастся достичь поставленных целей. Существующая гибридная электронно/бумажная технология только увеличивает трудозатраты, не убирая бумажного контроля, вводит необходимость проверки электронных копий. Я считаю, что уровень автоматизации таможенной службы дает такую возможность, необходимо только политическое решение.
Источник: tks.ru