На всех автомобильных пунктах пропуска впору ставить электронные табло, которые будут отсчитывать время, оставшееся до 17 июня 2012 года. В этот день вступит в силу решение Комиссии Таможенного союза (КТС) от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». Документ определяет представление предварительной информации о ввозимых товарах обязанностью перевозчиков, а не их правом

Поясним, что таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с его таможенным законодательством, а в части, им не урегулированной, – в соответствии с законодательством страны – члена Союза. Его единую таможенную территорию составляют территории Беларуси, Казахстана и России. В основе таможенного законодательства ТС лежит его Таможенный кодекс (ТК ТС). Правоотношения также регулируются международными договорами трех стран и решениями КТС. Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется с учетом требований соответствующего закона.
Вступление в силу новых правил и таможенники, и участники ВЭД ждут с определенной долей волнения, поскольку пока у них больше вопросов, чем ответов, относительно того, как все сложится. При этом таможенники утверждают, что введение обязательного предварительного информирования (ПИ) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС автомобильным транспортом, вводится для оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля.
По их мнению, это новшество также позволит повысить пропускную способность российских пунктов пропуска на внешней границе ТС, в том числе за счет сокращения времени осуществления таможенных операций в местах прибытия, и оптимизировать таможенный контроль за счет выбора его объектов еще до фактического прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска. Ожидается, что в конечном итоге будет повышен уровень экономической безопасности государств – членов ТС.
Таможенники поясняют, что с указанной даты уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные, а также таможенные представители или иные заинтересованные лица должны будут представлять предварительную информацию в отношении ввозимых товаров в информационную систему таможенных органов не менее чем за 2 часа до их фактического ввоза на таможенную территорию ТС. Анализировать ПИ должен таможенный орган, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств.
При этом объем сведений, обязательных для представления заинтересованным лицом, как в случае помещения перемещаемого им через границу товара под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, так и когда такая операция не требуется, регламентирован пунктом 2 решения КТС № 899. Из документа следует, что в таможню нужно передавать ПИ в объеме тех сведений, которые предусмотрены статьями 159 и 182 ТК ТС.

Получить заранее
Заинтересованным лицам следует знать, что ПИ в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров представляется в информационную систему таможенных органов государства – члена ТС, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств.
Если ввозимые товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, ПИ представляется в объеме сведений, установленных для транзитной декларации, и должна содержать сведения об отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; стране отправления и назначения товаров; декларанте; перевозчике; транспортном средстве международной перевозки, на котором доставляются товары; наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) на уровне не менее первых шести знаков; весе товаров брутто или объеме, а также их количестве в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы; количестве грузовых мест; пункте назначения доставки в соответствии с транспортными (перевозочными) документами. Также необходимо сообщать о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, если такое перемещение допускается; планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути; времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС.
Если ввозимые товары не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представляется предварительная информация о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; наименовании и адресе перевозчика; наименовании страны отправления и назначения товаров; наименовании и адресе их отправителя и получателя; продавце и получателях в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров; наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой или единой ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых четырех знаков; весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию ТС запрещен или ограничен; месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС.
Способом представления ПИ является использование портала электронного представления сведений ФТС России, введенного в действие с 1 июня 2010 года. Регистрация на портале и услуги бесплатны для любого участника внешнеэкономической деятельности, отечественного и зарубежного. Адрес портала ФТС России в Интернете: http://edata.customs.ru/pages/default.aspx.
Как сообщили в СЗТУ, если ввозимые товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии ее расхождения со сведениями, содержащимися в документах, используемых в качестве транзитной декларации. Принятие решения о выпуске данных товаров, если соблюдены все нормы законодательства ТС, должно быть осуществлено не позднее двух часов с момента регистрации транзитной декларации. В случае выявления несоответствия сведений этот факт учитывается при принятии решения о применении в отношении представленных товаров той или иной формы дополнительного таможенного контроля.
Дальнейшие таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством ТС. При представлении ПИ в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации, она будет использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации. Если же таможенный орган не сможет получить ПИ по техническим причинам, то в этом случае таможенные операции также должны проводиться в соответствии с таможенным законодательством ТС.
При этом в СЗТУ уточнили, что в случае непредставления ПИ в место прибытия заинтересованное лицо должно будет представить ее в информационную систему таможенных органов, в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций, в объеме, необходимом для помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита, в течение ближайших двух часов. Применяемые сегодня таможенные технологии предлагают участникам ВЭД несколько разных способов представления предварительной информации о товарах при их перемещении в пунктах пропуска.

Можно бесплатно
Так, в настоящее время при ввозе товаров на таможенную территорию ТС в регионе СЗТУ таможенные операции осуществляются с использованием предварительной информации, представляемой Комиссией Европейских сообществ (КЕС), через портал ФТС России и от иных лиц. Один из наиболее перспективных в своем развитии способов представления ПИ о товарах – использование портала электронного представления сведений ФТС России на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей Интернет.
Благодаря порталу участники ВЭД могут заранее подать информацию о товарах, планируемых к ввозу на таможенную территорию ТС, то есть внести сведения о предполагаемом к ввозу товаре самостоятельно и заблаговременно, до пересечения границы при ввозе. Как уже отмечалось, регистрация на портале и услуги, предоставляемые им, бесплатны для любого участника ВЭД – российского и иностранного. Технология представления сведений предусматривает передачу участнику ВЭД уникального идентификатора предварительных сведений в виде штрих-кода, который он предъявляет в пункте пропуска на границе. Используя этот идентификатор, должностное лицо таможенного органа (таможенный инспектор) осуществляет запрос и, получив все необходимые сведения, производит таможенное оформление и таможенный контроль (регистрацию сообщения о прибытии). При отсутствии расхождений, как утверждают специалисты, процесс оформления займет не более 15 минут.
В ФТС России сообщают, что условия пользования порталом стандартны и не предъявляют никаких дополнительных требований по защите информации и наличию электронной цифровой подписи. Все данные передаются в информационную систему таможенных органов, и защита полученных сведений обеспечивается ее внутренними средствами. Перевозчик может получить уникальный номер от лица, подавшего предварительную информацию, любым доступным способом – по телефону, в виде СМС/ММС-сообщения, по электронной почте и так далее.
В ФТС России утверждают, что предварительное информирование, как и другие внедряемые ведомством передовые технологии, способствует реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. При этом получение и использование таможенными органами предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС автотранспортом, сегодня регламентировано следующими нормативными правовыми актами:
– статьей 42 ТК ТС;
– Соглашением о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС, которое ратифицировано Федеральным законом от 15.11.2010 № 304-ФЗ;
– Концепцией системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 10.03.2006 № 192;
– приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении».

Пока готовы не все
Как сообщают таможенники, преимущества предварительного информирования посредством портала состоят в том, что здесь размещается наиболее полная информация о ввозимых товарах. Когда представленная предварительная информация содержит все необходимые сведения, сокращается время таможенного оформления товаров в пункте пропуска. Кроме того, в случае отсутствия связи и невозможности получения ПИ по техническим причинам портал предоставляет возможность копирования информации на съемный носитель для представления ее непосредственно в пункте пропуска. С другой стороны, отсутствие предварительной информации при прибытии товаров и транспортных средств отрицательно скажется на времени прохождения через границу отдельного транспортного средства и на общей пропускной способности пункта пропуска.
По данным приграничных таможен региона, в настоящее время доля используемой предварительной информации от КЕС составляет в среднем 15%, от других источников – 72%. При этом следует отметить, что с 17 июня 2012 года предварительная информация от КЕС не будет использоваться в связи с несоответствием ее качества предъявляемым требованиям. Таможенники также обеспокоены тем, что в настоящее время практически 60% предварительной информации подготавливается непосредственно в пунктах пропуска, а количество ПИ, поданной заблаговременно и удовлетворяющей требованиям решения КТС, составляет около 14%. Поэтому уже сейчас назрела необходимость повышения объемов ПИ, поступающей в таможенные органы через портал ФТС России до прибытия на границу транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
В преддверии перехода на обязательное предварительное информирование настораживает и в целом пока еще очень низкий уровень информированности участников ВЭД о предстоящем новшестве. Так, автор этих строк во время недавнего посещения МАПП Ивангород Кингисеппской таможни, расположенного на российско-эстонском участке границы, был свидетелем разговоров таможенников с водителями, совершающими международные автоперевозки. Практически все опрошенные сообщили, что ничего не знают о том, что их ждет после 17 июня. Соответственно, они даже не представляют того, что им вскоре придется на постоянной основе заранее передавать в таможню информацию, как это предусмотрено решением КТС № 899.
В данной связи можно согласиться с утверждением экспертов о том, что вскоре всем участникам процесса придется несладко. Так, практика показывает, что даже у представителей фирм-перевозчиков, которые на протяжении последнего времени по собственной инициативе уже активно используют портал ФТС России для передачи сведений, зачастую обнаруживаются ошибки при заполнении граф. Чего же ждать от тех, кто только сейчас начнет осваивать азы предварительного информирования?

Реализуем намеченное
Естественно, что таможенники активно готовятся к переходу на работу в новых условиях. О том, что делается в этом направлении, рассказал начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Северо-Западного таможенного управления Станислав ШКЛЕНСКИЙ, ответивший на вопросы корреспондента «ТН» относительно предстоящих изменений.
– Станислав Викторович, уже точно известно, что применение технологии предварительного информирования станет обязательным с 17 июня этого года, однако, насколько мне известно, ее ведь и раньше применяли, так сказать, в добровольном порядке?
– Вы правы, полномасштабное использование предварительной информации о товарах и транспортных средствах начато таможенными органами Российской Федерации с 1 января 2009 года. Получать мы ее начали не только от заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности, но также и от Комиссии Европейских сообществ.
Если кратко, то суть данной технологии заключается в заблаговременном представлении таможенным органам в электронной форме сведений, необходимых для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита перемещаемых через границу товаров и транспортных средств.
Причем такого рода данные мы стали получать еще до их фактического прибытия на таможенную территорию нашей страны. Отмечу, что основы данной системы были заложены в Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации.
– Какими еще документами вы руководствуетесь в данной работе, кто является источником предварительной информации?
– Необходимость использовать предварительную информацию и обеспечивать ее передачу в электронном виде при разработке таможенных процедур также предусматривает Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999). Кроме того, в соответствии со статьей 158 ТК ТС перевозчик вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств – членов Союза.
В настоящее время представление таможенным органам предварительной информации о предполагаемых к ввозу товарах и транспортных средствах осуществляется тремя путями. Интересующие нас данные мы получаем от таможенных служб иностранных государств, от заинтересованных участников ВЭД и посредством портала ФТС России «Электронное представление сведений». Здесь сразу хотелось бы сказать, что на данный момент не представляется возможным использование информации от КЕС в целях предварительного анализа и применения системы управления рисками до прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ТС. Обусловлено это тем, что данная предварительная информация имеет незначительный объем и зачастую некорректное заполнение полей.
– Передачу предварительной информации предполагается осуществлять через открытый ФТС России портал электронного представления сведений (ЭПС)?
– Безусловно, поскольку данный портал был введен в эксплуатацию именно для осуществления электронного представления сведений по предварительному информированию. Данный портал обеспечивает возможность представления участниками и другими заинтересованными лицами в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах на основе WEB-технологий через Интернет. Применительно к нашему региону сейчас наиболее активно упомянутый портал ФТС России используется в зоне деятельности Калининградской областной, Выборгской и Карельской таможен.
Если же говорить о количественных показателях, то за 2011 год в пограничных пунктах пропуска Северо-Запада при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза заинтересованные лица использовали предварительную информацию для оформления транзитных деклараций 546 345 раз, что составило 74,41% от общего числа оформленных документов. При этом предварительную информацию от КЕС получили и использовали в 179 936 случаях, что составило 32,93%. Применительно к СЗТУ с использованием портала «ЭПС» в последнее время подано и использовано таможенными органами управления 51 940 сообщений с предварительной информацией, что составило 9,51% от общего числа использованной предварительной информации.
Напомню, что в последнее время предварительная информация также подавалась и использовалась в соответствии с порядком, определенным приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52 “О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет”. Он начал действовать с июня 2008 года.
– Как известно, с 17 июня 2012 года вступает в силу решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899, что произойдет после наступления этой даты?
– Как следует из решения КТС, обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, вводится в целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля. На практике же это означает, что с указанной даты все, кто связан с перевозкой и таможенным оформлением грузов, перемещаемых через границу международным автомобильным транспортом, должны будут в обязательном порядке представлять в информационную систему таможенных органов предварительную информацию в отношении ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров. Причем сделать это необходимо не менее чем за 2 часа до их фактического прибытия в пункт пропуска.
Объем сведений, обязательных для представления заинтересованным лицом и при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, и в случае, когда такая операция не требуется, регламентирован пунктом 2 решения КТС № 899. Представляемая же таможенным органам предварительная информация не должна превышать объем сведений, предусмотренных статьей 159 и 182 ТК ТС при осуществлении международной перевозки автомобильным транспортом.
Перечислять все пункты не считаю необходимым, поскольку в кодексе этот вопрос четко прописан. Получив указанные данные заранее, таможенники будут осуществлять их анализ, обработку в соответствии с возложенными на них обязанностями. Если никаких вопросов по товару или перевозящему их транспортному средству не возникнет, а также будут соблюдены все нормы действующего законодательства Таможенного союза, то решение о выпуске должно быть принято не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации. В противном случае в отношении представленных товаров и автомобилей могут быть применены установленные законодательством Таможенного союза формы таможенного контроля.
– Если перевозчик по какой-то причине в установленном порядке не смог в предварительном режиме представить в таможенный орган информацию о ввозимых им товарах, что делать в этом случае?
– Ничего экстраординарного в данном случае не произойдет. У него будет возможность в течение ближайших двух часов представить сведения в информационную систему таможенных органов. Если таможенный орган не получит предварительную информацию по техническим причинам, то таможенные операции также произведут в соответствии с таможенным законодательством Союза.
Если же оценивать новшество в целом, то мы считаем, что его введение именно на обязательной основе должно позволить повысить пропускную способность пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза. Причем за счет интенсификации процессов в виде сокращения времени осуществления таможенных операций в местах прибытия и оптимизации таможенного контроля за счет целенаправленного выбора объектов контроля до прибытия товаров и транспортных средств на границу.
– Как таможенные органы региона готовятся к работе в новых условиях?
Во исполнение решения КТС № 899 СЗТУ разработан и 11 марта текущего года утвержден план мероприятий по реализации данного документа в таможнях региона и в управлении. Его необходимыми мероприятиями являются размещение в средствах массовой информации сообщений о планируемом введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Данная публикация в вашем журнале является одним из фактов практической реализации данного пункта. Параллельно представителям таможенных служб сопредельных государств направлена информация о предстоящем введении на территории Таможенного союза обязательного предварительного информирования.
На ближайшее время запланировано проведение совместных встреч, совещаний, заседаний рабочих групп совместно с представителями организаций-перевозчиков, других заинтересованных лиц. Также не оставили без внимания вопросы обучения бизнеса основам работы в новых условиях.
Очень хорошо, что и журнал «Таможенные новости» не остался в стороне от этого процесса и совместно с СЗТУ организовал практического семинара по данной теме. Насколько мне известно, бизнес проявляет к участию в этом мероприятии большой интерес. Причем это относится и к отечественным, и к зарубежным компаниям, которые работают на нашей территории. Надеюсь, что участники смогут получить ответы на интересующие их вопросы.
Кроме того, в таможнях региона также разработаны и утверждены отдельные планы проведения мероприятий по реализации решения КТС № 899. По аналогии с СЗТУ в них отражен ряд проблем, непосредственным образом связанных с реализацией намеченного. В них, в частности, говорится о необходимости определить порядок действий должностных лиц в пунктах пропуска при возникновении нештатных ситуаций, связанных с невозможностью получения таможенным органом предварительной информации по техническим причинам, в том числе по обеспечению возможности представления заинтересованным лицом предварительной информации и проведению таможенных операций в отношении представленных товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Нам предстоит выработать порядок действий в случае непредставления перевозчиком предварительной информации в месте прибытия в течение 2 часов.
Сейчас СЗТУ разрабатываются предложения по возможности выделения (обустройства) в автомобильных пунктах пропуска рабочих мест для доступа заинтересованных лиц к порталу ФТС России «Электронное представление сведений», контроля за нахождением транспортных средств в МАППах. В рамках выполнения данного пункта запланировано совещание СЗТУ с территориальным управлением Федерального агентства по обустройству государственной границы. Уже сегодня ясно, что для успешной реализации намеченного необходимо внести изменения в действующие нормативные правовые акты ФТС России, например приказ от 03.10.2008 № 1230. Этим документом была утверждена инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, с использованием предварительной информации. При этом для организации предварительного информирования в новом режиме потребуется возложение на наших должностных лиц дополнительного объема работы и перераспределение имеющихся ресурсов.
– Станислав Викторович, какие, на ваш взгляд, требования должны быть соблюдены при передаче предварительной информации и какие новые задачи встают перед таможенными органами в связи с внедрением новой технологии в обязательном режиме?
– Прежде всего необходимо, чтобы состав передаваемых бизнесом таможенным органам сведений полностью соответствовал требованиям, определенным таможенным законодательством. Нам также важно получать данные заблаговременно, а не в момент фактического прибытия товара и транспорта на таможенную территорию ТС. Следует помнить, что в основе использования предварительной информации лежит система управления рисками.
Так, при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации, тем, что приведены в документах, представленных перевозчиком, данные расхождения будут учитываться при принятии инспектором решения о применении той или иной формы таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием системы управления рисками.
Говоря о задачах таможенных органов в свете реализации положений решения КТС № 899, то их можно сформулировать следующим образом: в оставшееся до 17 июня время необходимо в максимально возможном объеме проинформировать всех заинтересованных лиц об основном требовании по обязательному представлению предварительной информации. Также очень важно, чтобы в распоряжении бизнеса были различные варианты представления предварительной информации таможенным органам.
Если на первых порах не удастся полностью исключить возникновения нештатных и конфликтных ситуаций в пунктах пропуска, то по возможности необходимо общими усилиями минимизировать их негативное влияние на общую ситуацию на границе. При этом мы не должны допустить ослабления таможенного контроля, сбоев в работе пунктов пропуска, снижающих их пропускную способность. Вот так на сегодня в целом обстоят дела.

Источник: tks.ru

Комментарии закрыты