16 апреля в Общественной палате РФ в Москве состоялись слушания на тему “Ор­ганизация контрейлерных перевозок на пространстве железнодорожной колеи 1520″. В мероприятии приняли участие представители профильных министерств и ве­домств, депутаты Госдумы, члены Общественной палаты, представители науки и бизнес-сообщества.

В ходе слушаний были подняты вопросы создания современной инфраструктуры, нормативно-правового и тарифного регулирования, а также технологические аспекты организации контрейлерных перевозок в России.

С основным докладом выступил старший вице-президент ОАО “РЖД” Валентин Га­панович.

Он отметил, что для снижения уровня логистических издержек в конечной цене рос­сийской продукции необходим переход к инновационным транспортным технологи­ям по принципу “от двери до двери”, “точно в срок” и “точно по графику”. За пос­леднее время ОАО “РЖД” разработаны Концепция создания терминально-логисти­ческих центров на территории РФ и Концепция организации контрейлерного сообще­ния на “пространстве 1520″.

Специалистами российских железных дорог проанализированы применяемые в ми­ровой практике контрейлерные технологии. Они во многом зависят от возможностей существующей путевой и терминальной инфраструктуры. Например, в США, где же­лезные дороги не электрифицированы, наибольшее распространение получили тех­нологии перевозки автопоездов и полуприцепов на универсальных платформах.

Реализован ряд контрейлерных технологий, использующий собственный подвижной состав оригинальной конструкции и соответствующее терминальное оборудование. Это подвижной состав для железнодорожных перевозок с пониженным полом (за счет снижения диаметра колесных пар) по технологии “бегущее шоссе”.

В Евросоюзе контрейлерные перевозки растут опережающими темпами и в 2010 го­ду составили около 30% всех железнодорожных грузовых перевозок.

“По результатам маркетинговых исследований российскими специалистами опре­делены структура и объем целевого рынка контрейлерных технологий как в России, так и на “пространстве 1520″. В первую очередь, это такие грузы как продоволь­ствие, товары народного потребления, промышленная продукция и ряд других. Гру­зовая база контрейлерных перевозок оценивается на уровне 40 млн тонн в год, что составляет около 5% от общего объема “профильных” грузов”, – отметил Валентин Гапанович.

Он добавил, что с учетом пропускных способностей железнодорожной инфраструк­туры возможный потенциал перевозок по международным и внутренним маршрутам оценен на уровне около 2 млн автотранспортных средств в год.

Наибольший потенциал для организации контрейлерных перевозок составляют мак­симально загруженные автотранспортные направления, когда более высокая ско­рость прохождения погранпереходов и доставки грузов по железной дороге предс­тавляет собой фактор существенного снижения логистических издержек.

Не менее важен экологический фактор. По словам Валентина Гапановича, на один тонно-километр выбросы парниковых газов в атмосферу у большегрузного ав­тотранспорта почти в 4 раза выше, чем на железнодорожном транспорте. Кроме то­го, при оценке перспектив развития контрейлерных перевозок особое место занима­ют проблемы безопасности дорожного движения, и связанные с ними социальный и экономический ущерб.

Как рассказал Валентин Гапанович, в рамках подготовительных мероприятий ОАО “РЖД” в 2011 году проведена серия опытных контрейлерных поездок с порожними полуприцепами и коммерческим грузом на финских платформах по маршруту Хель­синки – Санкт-Петербург – Москва.

“По результатам испытаний компания приобрела практический опыт эксплуатации подвижного состава, разработаны соответствующие инструкции и технические усло­вия крепления полуприцепов, определены параметры системы “подвижной состав – терминалы”. Компания ведет разработку российской контрейлерной платформы. Оп­ределен круг задач, требующих решения для организации этого вида перевозок на регулярной основе”, – сказал старший вице-президент ОАО “РЖД”.

В рамках Концепции организации контрейлерного сообщения на “пространстве 1520″ определен перспективный полигон курсирования регулярных контрейлерных поездов. Организация этих перевозок предусматривает этапность формирования маршрутной сети, при этом основными критериями выбора первой очереди являют­ся направления международных транспортных коридоров, включая Финляндию, Ук­раину, страны Балтии, возможность реализации транзитного потенциала страны, об­хода наиболее загруженных автотрасс и транспортных узлов.

В качестве одного из “пилотных” рассматривается проект организации контрейлерно­го сообщения в коридоре “Западный Китай – Западная Европа” по маршруту Хоргос – Гродно.

По словам Валентина Гапановича, важной задачей является принятие фундамен­тального правового акта, лежащего в основе организации контрейлерных перевозок – федерального закона “О смешанных (комбинированных) перевозках”. Предстоит актуализировать положения Европейского соглашения о важнейших линиях между­народных комбинированных перевозок и ряд иных международных актов.

“Учитывая весомый эффект, получаемый государством в части повышения эф­фективности российской транспортной системы, мы вправе рассчитывать на позитив­ные решения государственных органов по данному вопросу. Это должно касаться также и тарифной политики, где роль государства является определяющей”, – за­явил топ-менеджер.

Он отметил, что в результате реализации концепции организации контрейлерных пе­ревозок транспортный бизнес получит возможность расширения масштабов и по­вышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности, генерирования но­вых бизнес-процессов.

“Организация регулярного контрейлерного сообщения в пределах “пространства 1520″ представляет собой международный комплексный инновационный проект. И компания готова выступить в роли системного интегратора на этапе становления но­вого транспортного бизнеса на “пространстве 1520″, – подчеркнул Валентин Гапано­вич.

Рассмотрев актуальные вопросы контрейлерного сообщения на пространстве железнодорожной колеи 1520 мм, Общественная палата РФ рекомендовала считать организацию таких перевозок на регулярной основе одним из приоритетов транспортной политики Российской Федерации. Кроме того, Правительству РФ предложено обратить внимание на необходимость внесения изменений в Федеральные законы “О железнодорожном транспорте РФ”, “Устав железнодорожного транспорта РФ”, “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”. При доработке проекта Федерального закона “О прямых смешанных (комбинированных) перевозках” внести в него новации, связанные с осуществлением контрейлерных перевозок.

Источник: logistic.ru

Комментарии закрыты