Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, значительно увеличивающий штрафы для иностранных перевозчиков за нарушение правил международных автоперевозок. Документ размещен во вторник в банке федеральных нормативных и распорядительных документов.
Согласно поправкам в законодательство, за незаконное использование автотранспорта для перевозок грузов или пассажиров из России в другое государство или обратно водителей будут наказывать штрафом в размере 4-5 тысяч рублей (до вступления закона в силу – 1-1,5 тысячи рублей); должностных лиц – в размере 40-50 тысяч рублей вместо прежних 2-3 тысяч рублей; юридических лиц – в размере 400-500 тысяч рублей (до вступления закона в силу наказания для них не предусматривалось).
За осуществление международных автоперевозок без разрешений, если они обязательны, водителям придется заплатить штраф в размере 3-4 тысячи рублей, должностным лицам – 30-40 тысяч рублей и юрлицам – 300-400 тысяч рублей. В настоящее время за это нарушение предусмотрен штраф для водителей в размере 1-1,5 тысячи рублей.
Закон также предоставляет контролирующим органам право задерживать транспортное средство и помещать его на спецстоянку до устранения причин задержания.
Документ вступит в силу через 30 дней после его официального опубликования, за исключением положения о праве контролирующих органов задерживать транспортные средства за нарушения, которое начнет действовать со 2 июля 2012 года.
Собеседники издания cargonews.lt отрицательно оценили такое решение и утверждали, что таким образом пропагандируются местные перевозчики. Почему Россия решила принять такие меры, свое мнение согласился выразить представитель юридической фирмы “Юрвест” Роман Образцов.
Почему увеличиваются штрафы?
По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, количество нарушений при международных перевозках все еще остается очень большим. Большая часть нарушений связана с перевозкой груза без разрешений или с неправильно заполненными разрешениями. Такое происходит при осуществлении и двусторонних, и трехсторонних перевозок.
Надо отметить, что иностранный перевозчик зарабатывает от €1000 до €4000 за каждую такую перевозку. По подсчетам экспертов, в условиях такой несправедливой конкуренции российские перевозчики в год теряют примерно $15 млн. прибыли.
Это доказывает, что действующие в России правовые акты не дают положительных результатов, количество нарушений, совершаемых иностранными перевозчиками, не снижается.
Действующие в России суммы штрафов – намного меньше, чем в других странах за такие же нарушения.
Каботажные перевозки между пунктами одной страны запрещены иностранным перевозчикам везде. Но штраф за каботажные перевозки, например, в Польше, составляет около €4000 евро, а в России – 44.
Такие символические санкции не пугают потенциальных нарушителей, которые заранее включают в свои расходы возможные штрафы.
Этим законопроектом должна быть ужесточена административная ответственность иностранных перевозчиков за перевозки грузов и защищен российский транспортный рынок. Цель изменений – увеличить административные штрафы иностранным нарушителям до европейского уровня.
Последствия
Увеличение штрафов создаст неблагоприятные условия для иностранных перевозчиков, и они могут быть вытеснены с рынка международных перевозок в Россию.
Этот законопроект отрицательно скажется только на тех перевозчиках, которые привыкли решать все свои проблемы взятками, таким образом поощряя коррупцию среди российских должностных лиц.
Те предприятия, которые решают свои проблемы правовым способом, смогут избежать административных штрафов, если они необоснованны.
В пятницу Министерство транспорта РФ попросило представить вопросы по электронной почте, но до сих пор нет официальной его позиции.