20 марта в центральном офисе ОАО “РЖД” в Москве под председательством первого вице-президента компании Вадима Морозова состоялось расширенное видеоселекторное совещание по вопросу взаимодействия ОАО “РЖД” с морскими портами. В нем приняли участие заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, заместитель министра транспорта Виктор Олерский, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Цыденов, заместитель руководителя Федерального агентства речного и морского транспорта Сергей Горелик, руководители железных дорог-филиалов ОАО “РЖД”, представители компаний-операторов, региональных транспортных ведомств, руководители морских портов.
В центре обсуждения были вопросы координации работы железнодорожного и морского видов транспорта, согласования планов погрузки, организации своевременной выгрузки в портах.
Подводя итоги взаимодействия ОАО “РЖД” с морскими портами в 2011 и начале 2012 года, Вадим Морозов отметил тенденцию значительного увеличения перевозок на экспорт через российские порты. По его словам, если в 2011 году рост погрузки на экспорт составил 6%, то за 2 месяца 2012 года – уже 16%. Погрузка на экспорт превысила докризисный уровень (2007 год) по Северо-Западному бассейну на 30%, по Южному – на 11%, по Дальневосточному – на 82%. Первый вице-президент подчеркнул, что сформировались благоприятные условия для развития российских портов. В связи с этим основная задача сегодня, по словам Вадима Морозова, – повысить эффективность работы всех участников перевозочного процесса.
При этом он отметил, что хотя выгрузка в терминалах возросла в текущем году по отношению к прошлому году на 19%, обеспечивается она всего на 70% от перерабатывающей способности портов. Таким образом, не использованы возможности по выгрузке 156 тыс. вагонов. Ежесуточно на припортовых железных дорогах в 2012 году простаивают в ожидании выгрузки 31 200 вагонов с экспортными грузами. Отставлено от движения в среднем 176 поездов, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Вадим Морозов обратил внимание участников совещания на продолжающийся рост повреждаемости вагонов при выгрузке в портах. По его словам, за 2 месяца 2012 года в морских портах было повреждено 13 200 вагонов. Наибольшее количество — 9 500 — повреждено в дальневосточных портах (72%). В Мурманском торговом порту повреждено 2 700 вагонов (20% от общего количества). Вместе с тем он привел и положительные примеры развития и модернизации технического оснащения в портах Ванино и Усть-Луга.
Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, обращаясь к руководству Мурманского торгового порта, отметил необходимость рассмотрения на Совете директоров вопроса о его техническом переоснащении, оборудовании вагоноопрокидывателями и о включении этого пункта в инвестиционную программу порта.
Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Цыденов, комментируя прозвучавшую несколькими днями ранее информацию о передаче припортовых станций в управление портам, уточнил, что речь шла о развитии портовой инфраструктуры:
“Железная дорога должна довезти до порта, а порт, в свою очередь, должен развивать свои пути. Речь не идет о передаче припортовых станций. Если порт не готов выгрузить вагоны, к примеру, по причине неподхода судна, у него должна быть своя резервная железнодорожная инфраструктура, куда можно отставить вагоны. Порт, который заботится о перспективах своего развития, может построить такого рода инфраструктуру”.
Участники совещания отметили необходимость внесения изменений в законодательные акты, касающиеся деятельности морского и железнодорожного транспорта. В частности, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский отметил, что в настоящее время проводится большая работа над пакетом поправок к закону “О морских портах”, где, в том числе, есть раздел, касающийся железнодорожного транспорта, и предложил ОАО “РЖД” провести совместное обсуждение по этой теме. Вадим Морозов, в свою очередь, также подчеркнул важность упорядочивания законодательства в обеих сферах. По его словам, необходимо сделать соответствующие выводы из ситуации, сложившейся с погрузкой в феврале текущего года, и учесть их в поправках в нормативные акты.