Минэкономики не торопится сокращать список товаров, на которые в рамках госзаказа распространяются национальные преференции. Напротив, министерство предлагает расширить список за счет свинины, сахара и зерноуборочных комбайнов, возместив тем самым снижение таможенных пошлин в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Федеральная антимонопольная служба, отрицательно относившаяся к расширению национальных преференций, против новаций Минэкономики не возражает
Минэкономики на прошлой неделе опубликовало проект приказа “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчика”. Документ должен заменить аналогичный приказ, действие которого истекло в прошлом году. Проект содержит перечень товаров, которые при их иностранном происхождении подпадают под национальный режим в соответствии с законом “О госзакупках”. Национальный режим предполагает, что при проведении госзакупок отечественные товары или услуги автоматически получают 15-процентное преимущество по цене перед зарубежными конкурентами. То есть при проведении закупочных торгов поставщик, предлагающий иностранный товар, для победы должен предложить цену не менее чем на 15% ниже той, которую предложит поставщик отечественного товара.
Теперь Минэкономики предлагает распространить национальный режим (помимо товаров, перечисленных в прошлогодней версии) еще на свежую, охлажденную и замороженную свинину, свекловичный и тростниковый сахар, мелованную бумагу и зерноуборочные комбайны. В Минэкономики “Ъ” пояснили, что так министерство собирается компенсировать снижение ввозных пошлин на эти товары, которое должно произойти в соответствии с обязательствами России при вступлении в ВТО. Кроме того, в прошлом году производство свинины и сахара в РФ, по данным Росстата, выросло на 9,4% и 49,6% соответственно, что резко снизило потребность в импорте.
Напомним, ранее глава Минэкономики Эльвира Набиуллина говорила о необходимости сокращать национальные преференции в госзакупках. Очевидно, концепция несколько поменялась в связи со вступлением в ВТО, поскольку равный доступ к госзаказу не является обязательным требованием для вступления в организацию. Таким образом, правительство переводит меры регулирования, использование которых в масштабах всей экономики теперь ограничено обязательствами перед ВТО, в сферу госзаказа. При этом такое регулирование вполне может быть эффективным, поскольку ежегодный объем госзаказа составляет не менее 13% российского ВВП. В выигрыше в данной ситуации оказываются партнеры РФ по Таможенному союзу. С начала 2012 года национальный режим был распространен на все белорусские товары, которые могут теперь при госзакупках на равных условиях конкурировать с российскими. Переход на национальный режим с Казахстаном запланирован с 2014 года.
За сокращение национальных преференций в рамках госзаказа ранее выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). “Мы возражали против большого списка товаров, на которые распространяются преференции, поскольку эта мера приводила к существенному росту цен в рамках госзакупок. Но теперь заказчики должны обосновывать начальные цены госконтрактов, и такого серьезного завышения уже не происходит”,— рассказал “Ъ” глава управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев. “С другой стороны, существование списка товаров оправданно, так как у наших партнеров из других стран сохраняются дискриминационные меры в отношении российских компаний и товаров. И если мы будем в одностороннем порядке уходить от преференций, мы не сможем добиться снятия дискриминационных барьеров в отношении наших компаний и товаров”,— заявил он. По его словам, вопрос о включении в список свинины, сахара и комбайнов ФАС с Минэкономики не обсуждала, “но это не является принципиальным”.