Федеральная таможенная служба (ФТС) России запланировала в этом году большую работу по изменению таможенного законодательства в связи с созданием Единого экономического пространства. Как говорится в сообщении ФТС, эта работа направлена на упрощение таможенных процедур и создание условий для ускорения движения товаров. В частности, эта работа ведется в составе трехсторонней рабочей группы при Евразийской экономической комиссии, которая создана с целью доработки Таможенного кодекса Таможенного союза и включает представителей таможенных служб, министерств финансов, транспорта и промышленности государств-членов Таможенного союза. В настоящее время на рассмотрении рабочей группы находятся порядка 500 предложений
Основная часть предложений по изменению Кодекса направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов. Так, с коллегами из Белоруссии и Казахстана прорабатывается вопрос установления в Таможенном союзе возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины – как это было в России до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Также обсуждается вопрос использования денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров. В дальнейшем это позволит обеспечение, внесенное для транзита товаров, использовать для уплаты платежей при выпуске товаров для внутреннего потребления. Еще одна поправка, направленная на упрощение таможенных операций, продлевает срок обращения о возврате сумм, полученных от реализации товаров, с 3 месяцев до 3 лет.
Кроме того, подспорьем для бизнеса станет предлагаемая технология, позволяющая участникам ВЭД однократно предоставлять документы в таможенный орган. Планируется исключить при прибытии товаров требование о предоставлении транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов при помещении товаров на временное хранение, если они ранее уже предоставлялись. А в случае отсутствия сведений, влияющих на размер таможенных платежей, предлагается возможность неполного декларирования.
Российская сторона также настаивает на внесение в Кодекс ряда норм, стимулирующих развитие предварительного декларирования и предварительного информирования. Процедуры, связанные с декларированием, транзитом и предварительным информированием, предполагается проводить так, чтобы исключить дублирование информации: данные, поданные при предварительном декларировании, должны использоваться таможенниками и при транзите. При этом транзитная декларация не потребуется. Кроме того, вопрос об электронном обмене данными с иными ведомствами планируется решить в течение нескольких месяцев – ФТС России со своей стороны к такой работе готова.
Многие поправки направлены также на единообразие таможенного администрирования в таможенных органах стран, входящих в Таможенный союз. В частности, планируется ввести единые сроки выпуска товаров и случаи их продления, единый порядок подачи неполной декларации, единые порядки периодического таможенного декларирования и др. Целый блок поправок касается норм Таможенного кодекса в отношении научных образцов, что позволит создать благоприятные условия для научной деятельности, а также вопросов интеллектуальной собственности.
Предлагается установить единый для трех государств порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр.
В настоящее время в странах Таможенного союза действует многоуровневая система таможенного законодательства, в ее основе лежит Таможенный кодекс Таможенного союза. Также применяются порядка 20 международных соглашений, уточняющих положения Таможенного кодекса об отдельных категориях товаров и особенностях совершения таможенных операций. Технологические и технические вопросы регулируются решениями комиссии Таможенного союза. В России применяются также закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, подзаконные акты президента и правительства РФ, а также приказы ФТС России.