История, современность и перспективы развития мировой логистики подтвердили востребованность доставки сборных грузов как одной из основных логистических услуг.
Под сборным грузом в логистике понимают товары, принадлежащие различным отправителям, но перемещаемые в одной партии. Перевозки сборных грузов являются одними из самых популярных транспортно-логистических услуг.
Такой вид деятельности очень распространен как во внутрироссийских перевозках, так и на международных маршрутах. Большое количество участников внешнеэкономической деятельности, импортеров и экспортеров перемещает через границу относительно небольшие партии грузов, которые не могут целиком заполнить грузовой объем транспортного средства или контейнера. Фактическая кооперация на основе транспортных услуг, предоставляемых сторонними компаниями, позволяет таким предпринимателями добиться существенной экономии при перемещении грузов. Сборный груз в течение основного этапа транспортировки, как правило, перемещается в одном транспортном средстве. Товары в сборном грузе обычно предназначены для доставки различным получателям, и не у всех из них имеется возможность получения товаров в аэропортах и железнодорожных станциях. Вследствие этого транспортировка таких товаров наиболее часто осуществляется автомобилями, имеющими возможность доставить груз практически в любую точку страны. Однако, в случае отсутствия прямого автомобильного сообщения, например при межконтинентальных перевозках основной этап перевозки сборного груза может происходить и посредством других типов транспорта: железнодорожным, морским, речным или воздушным. Транспортные компании с большим опытом могут использовать при перевозках различные виды транспорта, комбинируя их и добиваясь максимальной скорости и адресности доставки товаров при приемлемой цене.
В последнее время, как в мире в целом, так и на территории России строится большое количество складских комплексов-терминалов, принадлежащих логистическим компаниям, обеспечивающим весь комплекс услуг по доставке товара, от принятия у отправителя, до выдачи конкретному получателю в другой стране, по принципу «от двери к двери».
В последнее время особенно распространена доставка сборных грузов с помощью контейнеров. Контейнер является универсальной тарой, используемой при мультимодальных перевозках с помощью различных типов транспорта, он предохраняет груз от изменения погодных условий, а также предотвращает несанкционированный доступ посторонних лиц к грузу.
История доставок сборных грузов уходит в далекое прошлое. Широкое распространение перевозка сборных грузов получила еще в 3-м тысячелетии до нашей эры. Впервые такие грузы начали перевозиться по Великому Шелковому пути – караванной тропе, соединяющей Китай и Европу. Наименования товаров, перевозимых по этим дорогам, не ограничивались только шелком. Караваны перевозили ткани и посуду, оружие и пряности. При этом многочисленные купцы сначала собирали свои товары на складах, а потом нанимали для их перевозок караванщиков. В роли складов, как правило, использовались рынки, имеющие развитую инфраструктуру и обученный персонал.
Дальнейшее развитие практика перевозки сборных грузов получила при появлении централизованных почтовых служб. Само по себе почтовое отправление является штучным товаров, которые сначала необходимо сконцентрировать на почтовых складах, затем переместить полученные пакеты по традиционным маршрутам, а потом доставить непосредственно до каждого индивидуального получателя. Вместе с почтой европейские компании, организующие регулярные рейсы дилижансов стали доставлять и различные потребительские сборные грузы по территории Европы. Изначально основным способом транспортировки сборных почтовых грузов был гужевой транспорт, позже сборную почту стали перевозить по железной дороге, а в начале XX века – авиационным транспортом. К концу 19-го века перевозка сборных грузов по железной дороге стала приносить ощутимый доход, вместе с тем для потребителя такая транспортировка обходилась в целом дешево. Первые же регулярные почтовые авиарейсы стали выполняться в 1918 году на территории Австро-Венгерской империи.
Процесс транспортировки сборных грузов происходит следующим образом:
Партия товарно-материальных ценностей, собираемая для перемещения по конкретному маршруту, формируется на консолидационном складе. Обычно товары от каждого отправителя на единый склад доставляются с помощью автомобильного транспорта. В зависимости от скорости, с которой комплектуется единая партия (например, заполняющая стандартный контейнер или грузовой вагон) будет определяться и общее время доставки. Как известно скорость колонны определяется скоростью самого медленного из ее членов.
Таким образом, первым звеном логистической цепочки будет являться получение груза у поставщика и перемещение его на консолидационный склад. В зависимости от величины и уровня интеграции транспортно-логистической компании эта операция может проводиться как с использованием собственных транспортных средств и персонала, так и с привлечением сторонних транспортных и экспедиционных компаний.
На втором звене логистической цепочки транспортировки сборных грузов происходит обработка груза на консолидационном складе. Он выгружается, учитывается, маркируется. Для обеспечения бесперебойной и скоростной доставки сборного груза ведущие логистические компании применяют различные методы учета и сопровождения грузов, включающие в себя самые современные информационные технологии. Так, самым простым и наиболее часто используемым способом маркировки грузов в целях его учета является нанесение штрих-кодов. Однако массовое производство высокотехнологичного оборудования привело к тому, что многие компаний уже применяют для учета и контроля перемещения грузов такие инновационные методы, как нанесение радиочастотных меток (RFID), позволяющие считывать данные о грузе и его перемещениях бесконтактным способом.
В случае, если сборный груз предназначен для доставки за границу, следующим этапом перемещения товара станет таможенное оформление (или таможенная очистка) экспорта. В зависимости от специализации логистической компании эта процедура может производиться как специалистами по таможенному оформлению самого предприятия, так и сторонним таможенным представителем (таможенным брокером). Разумно, если таможенный брокер принадлежит к той же группе компаний, что и транспортная компания – в этом случае возможно уменьшение числа передаточных звеньев при оформлении товарно-сопроводительной документации.
Основным этапом доставки сборных грузов является их транспортировка. Перемещение консолидированной партии может производиться как регулярными рейсами морских линий, железнодорожного транспорта, так на большегрузном автомобильном подвижном составе транспортно-логистической компаний. Как в первом, так и во втором случае процесс доставки начинается после формирования партии груза. Проведение своевременного сбора товарной партии в разумные сроки зависит от слаженности работы всех подразделений компании и грамотной организации информационных потоков. В больших компаниях транспортные рейсы могут выполняться ежедневно по отработанным маршрутам. Примером такой организации могут служить ведущие мировые службы экспресс-доставки, такие как DHLили UPS. Огромное количество заказчиков, наличие собственного автопарка и, даже воздушных судов, организация опорных хабов для сортировки и распределения сборных грузов позволяет им делать минимальные паузы между регулярными рейсами.
После прибытия в страну назначения сборный груз проходит таможенную очистку, импорт, выпуск для внутреннего потребления. Как и при оформлении экспорта, таможенное оформление может производиться либо структурными подразделениями транспортной компании, или сторонними организациями – таможенными брокерами, работающими на аутсорсинге.
При таможенном оформлении импорта товару присваивается классификационный код согласно действующей в стране номенклатуре, определяется страна происхождения товара, исчисляются и уплачиваются таможенные пошлины и сборы, необходимые налоги и акцизы. При таможенном оформлении сборные грузы могут помещаться на временное хранение на специальные склады, имеющие соответствующие лицензии или растамаживаться непосредственно «с колес», без помещения на склад временного хранения. Только после таможенной очистки товар может быть доставлен непосредственно получателю.
Особенностью таможенного оформления сборных грузов является необходимость растаможки каждого товара или товарной партии, следующей от одного отправителя одному получателю. На каждый товар или партию в таможню требуется предоставить свой пакет сопроводительных документов. К каждому наименованию товаров могут применяться свои меры тарифного и нетарифного регулирования. Количество и наименование подтверждающих документов для каждой партии может существенно различаться в связи с индивидуальными особенностями товара. В ходе таможенного оформления сотрудники таможни также проводят мероприятия по валютному контролю, проверки правильности определения таможенной стоимости товара и, в случае необходимости – её корректировку. На ряд товаров может потребоваться оформление фитосанитарных или ветеринарных документов, сертификатов соответствия. В ряде случаев таможенный контроль может переходить в таможенный осмотр и досмотр товаров, образцы товаров могут направляться на исследования или экспертизы. Вследствие этого время таможенного оформления различных товарных партий может существенно отличаться.
По мере окончания таможенного оформления и выпуска для внутреннего потребления товары из сборного груза могут поступать на склад транспортно-экспедиционной компании в стране назначения. По прибытии на склад товары идентифицируются. В зависимости от стиля организации работы доставка товаров конечным получателям может осуществляться как самой экспедиционной компанией, так и осуществляться самовывозом из регионального склада-хаба.
На рынке перевозок сборных грузов в последнее время просматривается тенденция к укрупнению компаний, их слиянию. Существенным толчком для таких процессов станет планируемое вступление России во Всемирную Торговую организацию. В ближайшее время следует ожидать появления на российском рынке транснациональных логистических компаний, осуществляющих полный комплекс по доставке сборных грузов «от двери до двери».