В связи с созданием Единого экономического пространства в 2012 году ФТС России запланировала большую работу над изменением таможенного законодательства, направленную на упрощение таможенных процедур и создание условий для ускорения движения товаров – в соответствии с потребностями бизнеса и поручениями российского руководства. В частности, эта работа ведется в составе трехсторонней рабочей группы при Евразийской экономической комиссии, которая создана с целью доработки Таможенного кодекса Таможенного союза и включает представителей таможенных служб, министерств финансов, транспорта и промышленности государств-членов Таможенного союза. В настоящее время на рассмотрении рабочей группы находятся порядка 500 предложений.
Согласно исследованию Всемирного банка, Таможенный кодекс Таможенного союза и закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в полной мере соответствуют международному таможенному законодательству. Более того, одним из ключевых принципов работы над законодательством стала опора на Киотскую конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Основная часть предложений по изменению Кодекса направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов. Так, с коллегами из Беларуси и Казахстана прорабатывается вопрос установления в Таможенном союзе возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины – как это было в России до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Также обсуждается вопрос использования денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров. В дальнейшем это позволит обеспечение, внесенное для транзита товаров, использовать для уплаты платежей при выпуске товаров для внутреннего потребления. Еще одна поправка, направленная на упрощение таможенных операций, продлевает срок обращения о возврате сумм, полученных от реализации товаров, с 3 месяцев до 3 лет.
Значительным подспорьем для бизнеса станет предлагаемая технология, позволяющая участникам ВЭД однократно предоставлять документы в таможенный орган. Планируется исключить при прибытии товаров требование о предоставлении транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов при помещении товаров на временное хранение, если они ранее уже предоставлялись. В этом случае может быть предоставлено письменное уведомление о помещении товаров на временное хранение с указанием реквизитов документов. В настоящее время уже исключена обязанность представлять паспорт сделки при таможенном декларировании экспортируемых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, регистрационных удостоверений на лекарственный средства, сведения о которых содержатся в информационной системе госреестра, и иных документов, сведения о которых на момент регистрации таможенной декларации уже имеются у таможенных органов. В случае отсутствия сведений, влияющих на размер таможенных платежей, предлагается возможность неполного декларирования.
Российская сторона также настаивает на внесение в Кодекс ряда норм, стимулирующих развитие предварительного декларирования и предварительного информирования. Процедуры, связанные с декларированием, транзитом и предварительным информированием, предполагается проводить так, чтобы исключить дублирование информации: данные, поданные при предварительном декларировании, должны использоваться таможенниками и при транзите. При этом транзитная декларация не потребуется. Кроме того, вопрос об электронном обмене данными с иными ведомствами планируется решить в течение нескольких месяцев – ФТС России со своей стороны к такой работе готова.
Многие поправки направлены также на единообразие таможенного администрирования в таможенных органах стран, входящих в Таможенный союз. В частности, планируется ввести единые сроки выпуска товаров и случаи их продления, единый порядок подачи неполной декларации, единые порядки периодического таможенного декларирования и др. Целый блок поправок касается норм Таможенного кодекса в отношении научных образцов, что позволит создать благоприятные условия для научной деятельности, а также вопросов интеллектуальной собственности. Предлагается установить единый для трех государств порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр.
Справка
В настоящее время в странах Таможенного союза действует многоуровневая система таможенного законодательства, в ее основе лежит Таможенный кодекс Таможенного союза. Также применяются порядка 20 международных соглашений, уточняющих положения Таможенного кодекса об отдельных категориях товаров и особенностях совершения таможенных операций. Технологические и технические вопросы регулируются решениями Комиссии Таможенного союза. В России применяются также закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», подзаконные акты Президента и Правительства РФ, а также приказы ФТС России.