Ежегодно требования к нормативам совершения таможенных операций изменяются. В целях ускорения работы таможенных органов Всемирная таможенная организация рекомендует использовать технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД с представлением документов в электронной форме, применять компьютерные системы для автоматизации таможенного оформления и таможенного контроля. Предварительное информирование в электронной форме – один из важнейших принципов современных таможенных технологий. Как известно, с 17 июня 2012 года действует система обязательного предварительного информирования при ввозе товаров на территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Большинство автоперевозчиков в регионе деятельности Калининградской областной таможни начали применять данную технологию задолго до вступления в силу соответствующего Решения Комиссии Таможенного союза, поэтому никаких трудностей в связи с изменением законодательства у них не возникло. Участники внешнеэкономической деятельности оценили все преимущества заблаговременного информирования таможенных органов о прибытии грузов и автомобилей на границу, главное из которых – сокращение времени нахождения транспортного средства в пункте пропуска.
Теперь очередь дошла до морского транспорта. Индустрия морских перевозок составляет значительную долю реального сектора экономики Северо-Западного региона и, в том числе, Калининградской области. С конца прошлого года на таможенном посту Морской порт Калининград имени Н.С. Хазова Калининградской областной таможни проводится эксперимент по представлению предварительной информации в отношении прибывающих морских судов, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых ими через таможенную границу Таможенного союза. На сегодняшний день с использованием предварительного уведомления на посту совершаются операции в отношении судов загранплавания и перемещаемых на них товаров, перевозчиком которых выступает ЗАО «Линии МАНН». Однако таможня готова работать и с другими заинтересованными участниками внешнеэкономической деятельности. Уже сейчас можно подвести определенные промежуточные итоги: время совершения таможенных операций и сроки пребывания судна в порту сократились.
Немаловажно, что при применении данной технологии таможенному инспектору не нужно вручную вносить информацию в программу. Все происходит автоматически, причём в базе данных указываются не только сведения о судозаходе, но и о перемещаемых товарах. Поэтому больше времени остается на основную работу – анализ поступившей информации. Инспектору необходимо лишь проверить сведения и принять решение о том, выходить ли ему на борт судна или ограничиться документальным контролем. Внимания заслуживает тот факт, что при применении предварительного информирования оформление более 95% судов происходит без выхода на комиссию.
С целью привлечения более широкого круга морских перевозчиков и операторов к внедрению предварительного информирования в таможне состоялась рабочая встреча, в которой, в том числе, приняли участие руководители региональных стивидорных и экспедиторских ассоциаций, администрации морского порта Калининград. «В ближайшей перспективе предварительное информирование станет обязательным и для водных видов транспорта, – сообщил первый заместитель начальника таможни по таможенному контролю Сергей Амельянович. – Поэтому мы предлагаем всем заинтересованным лицам начинать работать с технологией уже сейчас». Подать предварительную информацию о товарах, ввозимых морским транспортом, можно как бесплатно – через портал электронного представления сведений ФТС России, – так и с помощью специально разработанного программного средства, которое необходимо приобрести у разработчика.
Сделав первый шаг, Калининградская областная таможня планирует в дальнейшем расширять практику предварительного информирования среди морских перевозчиков.
Источник: loglink.ru