Перевозки грузов железными дорогами РФ падают второй месяц подряд, что может свидетельствовать о надвигающейся рецессии в российской экономике, считают опрошенные Reuters эксперты.

Перевозки падают в первую очередь из-за плохой конъюнктуры мирового металлургического рынка, снижения темпов строительства дорог и начала работы ВСТО-2, говорят они.

Российская железнодорожная монополия РЖД сообщила в пятницу, что в январе 2013 года объем грузоперевозок упал на 6,2% в годовом выражении до 95,2 миллиона тонн.

Этот индикатор является одним из главных показателей деловой активности в РФ, где железными дорогами перевозится основное количество грузов.

На те же 6,2% перевозки снизились в январе по сравнению с предыдущим месяцем.

Менеджмент РЖД связывает падение грузоперевозок с тенденциями в экономике РФ, сказала Рейтер представитель РЖД.

По состоянию на 28 января погрузка в направлении портов РФ снизилась с начала месяца на 10%, сообщила она.

“ПРЕДКРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ”

Менеджмент монополии начал бить тревогу из-за снижения погрузки еще в ноябре прошлого года, указав на замедление роста.

Январь – уже третий месяц падения перевозок: с ноября прошлого года они падают в среднем на 5% по сравнению с предыдущим месяцем.

В то же время, по данным Росстата, промпроизводство РФ увеличилось в декабре прошлого года на 1,4% в годовом выражении по сравнению с ростом на 1,9% в ноябре и 2,5% в декабре 2011 года.

“То же самое (снижение железнодорожных грузоперевозок при росте промпроизводства) было и осенью 2008 года”, – говорит директор департамента компании ФБК Игорь Николаев.

“Отставание погрузки от показателей промпроизводства говорит о росте запасов на складах, – считает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. – Как правило, это предкризисная ситуация”.

В кризис 2008 года объем перевозок прекратил свой рост летом, а в ноябре рухнул сразу на 20%. В январе 2009 года снижение достигло максимальных 33% (74,8 миллиона тонн), а восстановление перевозок началось только с января 2010 года.

Вслед за снижением железнодорожных перевозок последует спад промпроизводства, уверен Саакян.

Это тревожный симптом, говорит Николаев: “Снижение погрузки говорит о том, что экономика уже не тормозит, она уже встала, темпы роста болтаются около ноля”.

В 2013 году менеджмент РЖД ждет роста перевозок на 2,5-2,6%. По мнению Саакяна, такого роста вряд ли удастся достичь: РЖД ориентируется на прогнозы промпроизводства и роста ВВП от Минэкономразвития, которые могут быть слишком оптимистичными.

Ухудшение ситуации в российской экономике коррелирует со снижением европейских показателей промышленности, отмечает Саакян, и в РФ в ближайшее время можно ожидать рецессии.

ЩЕБЕНЬ, НЕФТЬ, МЕТАЛЛЫ

Особенно неприятно, что снижаются объемы перевозки “инвестиционных” грузов, например, строительных материалов (минус 18,3%), цемента (минус 10,7%), отмечает Николаев.

Частично снижение объемов перевозок строительных грузов может быть связано с прохождением пика строительства объектов к Олимпиаде в Сочи, говорится в комментарии Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, подготовленном для Рейтер.

Однако при этом эксперты Совета отмечают общее падение спроса на щебень для дорожных работ и производства асфальта.

Снижение объемов перевозок нефти и нефтепродуктов на 2,8% (21,9 миллиона тонн) может быть связано с вводом в строй трубопроводной системы ВСТО-2, считают эксперты Совета.

Впрочем, пока через трубопровод ВСТО-2 прокачивается лишь около 1,5 миллиона тонн нефти в месяц.

Значительный спад показали также руда (минус 3,8%, 8,5 миллиона тонн) и черные металлы (минус 6,2%, 5,9 миллиона тонн).

Это связано со стагнацией мирового рынка стального проката, которая началась в 2012 году, считают эксперты.

“В 2013 году значительного перелома ситуации в глобальной экономике в лучшую сторону не произойдет, и внутренний спрос в странах-импортерах российского стального проката продолжит находиться в неустойчивом состоянии”, – говорится в комментарии.

Вся надежда на внутренний спрос: “Потребление стального проката на российском рынке продолжит расти и, по мнению экспертов, составит примерно 5-6% к уровню 2012 года”.

Потребление стали возрастет благодаря федеральным мегапроектам (Олимпиада в Сочи, Универсиада, Чемпионат мира по футболу, федеральные жилищные программы), увеличится спрос и со стороны автопрома и машиностроения, полагают эксперты.

Источник: loglink.ru

Комментарии закрыты