По итогам 2012 года, скорость движения товарных поездов с учетом погрузки и выгрузки упала с 247 до 219 км/сут., или 9,1 км/ч. Это худший показатель за последние 15 лет. Прогноз Минтранса также не оптимистичен: к 2015 году ско­рость движения грузовых составов должна достичь лишь результата 2010 го­да, а к 2030 году этот показатель улучшится только до 13,3 км/ч.

Средняя скорость отправки грузовых составов в 2012 году составила 219 км/сут., или 9,1 км/ч, рассказали РБК daily в РЖД. Таким образом, за год ско­рость движения на железной дороге снизилась на 1,2 км/ч (средняя скорость отправки в 2011 году – 247 км/сут. без учета разгрузки и выгрузки, 37,1 км/ч), а за два года – на 2,29 км/ч (в 2010 году – 274 км/сут.). В прошлом году монопо­лия призналась: систематичное нарушение сроков доставки грузов оберну­лось почти трехкратным увеличением жалоб к компании и, как результат, пре­тензиями на 7 млрд руб. Однако если итоги 2011 года многие объясняли ре­зультатом реформирования железнодорожной отрасли и отказом частных опе­раторов везти груз по непривлекательным для них ценам и маршрутам, то в 2012 году ситуация должна была стабилизироваться. Этого ожидали и грузо­отправители, и сами РЖД, заявляя прошлым летом, что приняли все необходи­мые меры для доставки грузов в срок.

Между тем скорость движения товарных поездов не только не увеличилась, а, наоборот, сократилась до рекордного за последние 15 лет показателя. Мед­леннее, чем в 2012 году, груз доставлялся только в 1997 году (8,3 км/ч, или 200 км/сут.). Для сравнения, по данным немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn, средняя скорость грузового поезда в Германии составляет 50-60 км/ч, а в США – порядка 45,8 км/ч.

В РЖД не раз говорили о том, что тяжелая ситуация на железной дороге свя­зана в первую очередь с избытком парка на сети. Так, по данным монополии, при общем парке более 1 млн грузовых вагонов профицит составляет около 240 тыс. штук.

Однако, судя по всему, чиновники уверены, что ситуация выправится. Сог­ласно подготовленному Минтрансом проекту транспортной стратегии, к 2015 го­ду скорость движения грузовых поездов должна увеличиться до 11,29 км/ч (271 км/сут.), к 2020-му – до 12,08 (290 км/сут.), а к 2030 году – до 13,3 км/ч (320 км/сут.). При этом в РЖД отмечают, что их прогноз на 2030 год – 350 км/сут. Достичь таких результатов монополия надеется за счет перехода на кален­дарное планирование отправок груза, укрупнения рынка операторов (в дол­госрочной перспективе ожидается, что на рынке останутся лишь несколько крупных игроков) и эффекта от унификации тарифов на грузовые перевозки.

Такого результата следовало ожидать, и в первую очередь это действительно связано с нехваткой локомотивов и профицитом вагонов, говорит глава агентства “INFOLine-Аналитика” Михаил Бурмистров. Другие причины снижения скорости доставки – привлеченный РЖД парк ФГК, который имеет преференции при погрузке-выгрузке и перемещении по сети. По мнению г-на Бурмистрова, чтобы решить проблему с доставкой груза, государству необходимо стимулировать списание устаревшего парка, а монополии – решить проблему с закупкой локомотивов.

Источник: logistic.ru

Комментарии закрыты