Партнер России по Таможенному союзу – Казахстан, похоже, решил огра­ничить доступ российским железнодорожным операторам на местный рынок грузоперевозок. Как пишет газета “РБК daily” “Казахстанские железные до­роги” (“Казахстан темир жолы”, КТЖ) направили письмо в Министерство транс­порта и коммуникаций республики с просьбой предотвратить “агрессивную демпинговую политику российских компаний” и создать преференции местным операторам.

Более того, КТЖ хотят запретить грузовладельцам сотрудничать со всеми ком­паниями, за исключением своей “дочки” – “Казтранссервиса”.

Как стало известно “РБК daily”, “Казахстанские железные дороги” за под­писью вице-президента компании Ермека Кизатова обратились в Минтранс Ка­захстана с просьбой “принять меры поддержки казахстанских операторов от экспансии иностранных владельцев подвижного состава”. КТЖ указывают на агрессивную демпинговую политику со стороны крупных российских компа­ний, в том числе и “дочек” ОАО “Российские железные дороги” (РЖД).

Железнодорожники республики предлагают дать возможность местным опе­раторам самим определять плату за предоставление подвижного состава гру­зоотправителю.

Письмо с подобными претензиями и предложениями было адресовано и премьер-министру Казахстана Сирику Ахметову Казахстанской ассоциацией перевозчиков операторов вагонов (КазАПО). Ассоциация предлагает принять антидемпинговые меры, а также разработать систему льгот и преференций, сти­мулирующих использование казахстанского парка (частные собственники вла­деют более 50 тыс. вагонами).

КТЖ фактически запретили перевозить груз в вагонах всех операторов, кроме собственной дочерней структуры – “Казтемиртранса” (КТТ, на данный момент в собственности 23,5 тыс. вагонов, переданных КТЖ). По итогам совещания, сос­тоявшегося 9 января 2013г., дирекции управления движения и всем начальни­кам отделений дороги поручено рассматривать заявки на погрузку лишь от “Казтемиртранса”, а самому КТТ – привлечь к сотрудничеству грузоотправите­лей, работающих с его конкурентами.

Некоторые российские операторы уже успели почувствовать на себе давление со стороны КТЖ. Пять членов некоммерческого партнерства операторов желез­нодорожного подвижного состава, пожелавшие остаться неизвестными, приз­нались, что не могут оформить погрузку в Казахстане. При этом вагоны КТТ продолжают беспрепятственно направляться на станции, в отношении которых введен запрет, отмечают в одной из операторских компаний. “Для чего тогда было нужно формировать Единое экономическое пространство, если наши пра­ва ущемляют?” – возмущаются коммерсанты.

Крупнейшие операторы, напротив, уверяют, что не испытывают никаких проб­лем в Казахстане. “Мы не сталкивались ни с какими проблемами ни на одном этапе перевозочного процесса на территории Казахстана”, – сообщили “РБК da­ily” в ОАО “Первая грузовая компания” и ОАО “Федеральная грузовая компа­ния”.

Вчера КТЖ и КазАПО так и не ответили на запрос “РБК daily”. В Евразийской экономической комиссии, куда собираются обратиться с жалобой несколько российских операторов, не смогли прокомментировать ситуацию.

Ценовое давление со стороны российских операторов действительно сущест­вует, говорит глава агентства “INFOLine-Аналитика” Михаил Бурмистров. “Им гораздо проще организовать загрузку порожних вагонов, когда они едут об­ратно в Россию, чем казахстанским, которые далеко не всегда имеют свои офисы у нас”, – поясняет аналитик. Отсюда и более выгодные ценовые предло­жения со стороны отечественных операторов, продолжает М.Бурмистров.

По его словам, сложившаяся ситуация связана с двумя факторами: с создани­ем Единого экономического пространства, которое предоставило свободный выход на казахстанский рынок (ранее грузовые вагоны российских операторов не могли работать на территории Казахстана более 90 дней и обязаны были пе­риодически пересекать границу), и с профицитом полувагонов и нефтеналив­ных цистерн на сети РЖД. В любом случае в Казахстане не так уж много круп­ных грузоотправителей, и если КТЖ захотят, они смогут повлиять на них за счет использования административного ресурса, считает он.

Источник: logistic.ru

Комментарии закрыты