Эксперты, а вместе с ними и специалисты РЖД полагают, что в мировой экономике накопилось много рисков, которые могут замедлить её рост. Это негативно отразится на российской промышленности и, как следствие, на железнодорожных перевозках.
Как сообщил на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» президент компании Владимир Якунин, есть большая доля вероятности, что в следующем году развитие экономики пойдёт не по умеренно позитивному сценарию Минэкономразвития, из которого обычно исходит компания, составляя прогноз перевозок, а по негативному. Сейчас рост погрузки предполагается на уровне 2,5% (1,314 млрд тонн) вместо 2,7% в этом году.
Президент фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) Михаил Дмитриев затрудняется сказать что-то определённое о тенденциях развития экономики на следующий год. Даже Минэкономразвития в своём прогнозе до 2020 года дало шесть сценариев вместо трёх. «Дело в том, что по одному из сценариев торможение начнётся уже в следующем году, а это отразится на всех прогнозах, – пояснил Михаил Дмитриев. – Поэтому министерство постаралось оставить себе широкий коридор для маневра».
Пока перспективы не выглядят особо тревожными. Индекс оптимизма, составленный по опросам менеджеров по закупкам крупных компаний, превышает 50%. Кроме России, в мире всего четыре такие страны. Однако, как говорит президент ЦСР, еврозона всё глубже вползает в рецессию. Индекс промышленного производства там уже прошёл половину пути от того падения, которое было зафиксировано в 2008–2009 годах, а дна всё ещё не видно. Российский экономический цикл с небольшой задержкой коррелируется с европейским, поскольку ЕС – наш основной рынок сбыта. И это основной риск для страны.
«Мотором, который вытягивает сейчас российский ВВП, являются в основном сфера услуг, финансовый сектор, розничная торговля и недвижимость, – поясняет Михаил Дмитриев. – Это явно не основные клиенты РЖД. В добывающих отраслях темпы роста уже превысили докризисные, поэтому трудно ожидать там дальнейшего увеличения добычи».
Как полагает руководитель глобальной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей Майкл Эллиот, в 2013 году заводы будут действовать уже в других условиях, хотя глобальный спрос на металлургическую продукцию будет велик.
«Экономическая нестабильность снижает у акционеров порог чувствительности к рискам, в результате чего они усиливают давление на горнодобывающие компании, требуя от них максимально эффективного выполнения заявленных проектов и не позволяя им при этом расходовать средства на новые инициативы или инвестиционные проекты», – замечает Майкл Эллиот.
В департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» говорят, что основываются на прогнозах Минэкономразвития, но тоже видят возрастание рисков замедления экономического роста. Поэтому в РЖД полагают, что нужно принимать во внимание и те прогнозы, по которым рост ВВП составит менее 3%. По негативному сценарию МЭРа, в случае стагнации в еврозоне рост российского ВВП составит всего 0,5%, а промышленности – 1,4%. Даже при таких обстоятельствах погрузка угля несколько увеличится, поскольку добычу поддерживает экспорт в Китай, а внутреннее потребление остаётся стабильным. Но по металлургическим грузам есть риски падения, так как они сильно зависят от мировой промышленной конъюнктуры.
Совершенно точно, что в следующем году РЖД потеряют большие объёмы нефти, которые уйдут в трубу в связи со строительством ВСТО. Неопределённой остаётся ситуация и со строительными грузами. Исходя из того, что строительство хотя и небольшими темпами, но будет расти, перевозки цемента не должны пострадать. Однако всё будет зависеть от того, станет ли государство финансировать и реализовывать крупные проекты, например заявленное увеличение прокладки автодорог, замечают в департаменте. Пока правительство очень осторожно относится к крупным стройкам.
Источник: logistic.ru