Эксперты, а вместе с ними и специалисты РЖД полагают, что в мировой экономике накопилось много рисков, которые могут замедлить её рост. Это негативно отразит­ся на российской промышленности и, как следствие, на железнодорожных перевоз­ках.

Как сообщил на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» президент компании Владимир Якунин, есть большая доля вероятности, что в следующем году развитие экономики пойдёт не по умеренно позитивному сценарию Минэкономразвития, из которого обычно исхо­дит компания, составляя прогноз перевозок, а по негативному. Сейчас рост пог­рузки предполагается на уровне 2,5% (1,314 млрд тонн) вместо 2,7% в этом году.

Президент фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) Михаил Дмитриев зат­рудняется сказать что-то определённое о тенденциях развития экономики на следу­ющий год. Даже Минэкономразвития в своём прогнозе до 2020 года дало шесть сценариев вместо трёх. «Дело в том, что по одному из сценариев торможение нач­нётся уже в следующем году, а это отразится на всех прогнозах, – пояснил Михаил Дмитриев. – Поэтому министерство постаралось оставить себе широкий коридор для маневра».

Пока перспективы не выглядят особо тревожными. Индекс оптимизма, составлен­ный по опросам менеджеров по закупкам крупных компаний, превышает 50%. Кро­ме России, в мире всего четыре такие страны. Однако, как говорит президент ЦСР, еврозона всё глубже вползает в рецессию. Индекс промышленного производства там уже прошёл половину пути от того падения, которое было зафиксировано в 2008–2009 годах, а дна всё ещё не видно. Российский экономический цикл с не­большой задержкой коррелируется с европейским, поскольку ЕС – наш основной рынок сбыта. И это основной риск для страны.

«Мотором, который вытягивает сейчас российский ВВП, являются в основном сфе­ра услуг, финансовый сектор, розничная торговля и недвижимость, – поясняет Миха­ил Дмитриев. – Это явно не основные клиенты РЖД. В добывающих отраслях тем­пы роста уже превысили докризисные, поэтому трудно ожидать там дальнейшего увеличения добычи».

Как полагает руководитель глобальной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей Майкл Эллиот, в 2013 году заводы будут действовать уже в других условиях, хотя глобальный спрос на металлургическую продукцию будет велик.
«Экономическая нестабильность снижает у акционеров порог чувствительности к рискам, в результате чего они усиливают давление на горнодобывающие компании, требуя от них максимально эффективного выполнения заявленных проектов и не поз­воляя им при этом расходовать средства на новые инициативы или инвестиционные проекты», – замечает Майкл Эллиот.

В департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» говорят, что основываются на прогнозах Минэкономразвития, но тоже видят возрастание рисков замедления экономического роста. Поэтому в РЖД полагают, что нужно принимать во внимание и те прогнозы, по которым рост ВВП составит ме­нее 3%. По негативному сценарию МЭРа, в случае стагнации в еврозоне рост рос­сийского ВВП составит всего 0,5%, а промышленности – 1,4%. Даже при таких обс­тоятельствах погрузка угля несколько увеличится, поскольку добычу поддерживает экспорт в Китай, а внутреннее потребление остаётся стабильным. Но по металлурги­ческим грузам есть риски падения, так как они сильно зависят от мировой промыш­ленной конъюнктуры.

Совершенно точно, что в следующем году РЖД потеряют большие объёмы нефти, которые уйдут в трубу в связи со строительством ВСТО. Неопределённой остаётся ситуация и со строительными грузами. Исходя из того, что строительство хотя и не­большими темпами, но будет расти, перевозки цемента не должны пострадать. Од­нако всё будет зависеть от того, станет ли государство финансировать и реализовы­вать крупные проекты, например заявленное увеличение прокладки автодорог, за­мечают в департаменте. Пока правительство очень осторожно относится к крупным стройкам.

Источник: logistic.ru

Комментарии закрыты