Перенаправление грузопотока Белоруссии из Литвы и Латвии в порты Ленинградской области вполне реально – так считают эксперты. Все зависит только от экономической выгоды и политических предпочтений.
Девятого ноября в Минске Александр Лукашенко сообщил, что намерен перенаправить большую часть грузопотока из портов Литвы и Латвии в порты Ленинградской области. Президента Белоруссии сказал, что это предложение ранее было полностью одобрено главой Российской федерации. Сейчас осталось лишь договориться с железными дорогами РФ и Белоруссии. Речь идет об уменьшение платы для белорусской стороны за перевозки на железнодорожном транспорте России. Согласно заявлению директора минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрия Швецова, при установке единых тарифов внутри Таможенного союза, Ленинградская область станет сильным конкурентом для Латвии и Литвы в борьбе за транзит белорусских грузов. На настоящий момент, основная часть грузопотока Белорусского государства проходит через Вентспилс и Клайпеду. А в общем грузообороте в портах Литвы и Латвии белорусский транзит занимает одну третью часть.
Через один только порт Клайпеды каждый год проходит приблизительно двенадцать миллионов тонн различных грузов из Белоруссии. Согласно подсчетам, благодаря переориентации белорусского транзита, Литва ежегодно будет терпеть убытки в размере чуть более двух миллиардов долларов. Латвия, экспортирующая белорусские нефтепродукты, также понесет значительные экономические потери. Несмотря на все, официальные власти Латвии и Литвы не поддаются упадническим настроениям. Они считают, что в сейчас порты Ленинградской области не способны принять такое количество груза, а новые порты находятся в фазе строительства. Сомнения по переориентации белорусского транзита также высказал вильнюсский политолог Р.Лопата. Он считает, что изменение направления грузопотоков Белоруссии не случится. По данным политолога, между прибалтийскими портами и Белоруссией уже существует договор о транзите грузов на следующий год. К тому же соглашение по транспортировке грузов между РФ и Белоруссией будет не выгодно второй стороне. «Славянский брат» РФ находится не в очень хорошем экономическом положении для того чтобы угождать Москве себе в убыток. Раймундас Лопата также отметил тот факт, что Белоруссия постоянно балансирует между Евросоюзом и Россией, поэтому какие либо перемены в вопросе транзита ожидать не стоит.
Возразить мнению вильнюсского политолога готов минский экономист М.Радкевич. Он утверждает, что ленинградские порты уже давно готовы принять белорусские грузы. В качестве примера экономист приводит порт в Усть-Луге. Данный объект способен работать с достаточно большими потоками груза. Этот и некоторые другие порты давно стремятся получить контракты по транспортировке грузов для Белоруссии. Для этого в частности готовятся льготные тарифы и прочие плюсы, которые Рига и Вильнюс предложить не смогут. В любом случае, ни один экономист и политолог не решаются гарантировать смену транзитных путей Белорусского государства, так как число нереализованных и обнародованных проектов этой страны не поддается подсчету.
Источник: logistic.ru