Беларусь, переориентировав перевалку собственных экспортных грузов из портов Балтии в российские порты балтийского региона, не только снизит эффективность экспорта, но и рискует отдать механизм экспортных отгрузок под контроль России, считают профильные эксперты.

Хлоркалий и нефтепродукты будут “под присмотром”

Беларусь приняла решение о переориентации основных грузопотоков на россий­ские порты на Балтике добровольно, никакого политического давления на страну не осуществлялось, заявил в недавнем времени первый вице-премьер республики Владимир Семашко, комментируя заявление президента Беларуси Александра Лу­кашенко о готовности переориентировать транзит основных экспортных грузов в пор­ты Ленинградской области РФ. Он пояснил, что переориентация транзита белорусс­ких экспортных потоков позволит диверсифицировать политические и экономичес­кие риски.

В.Семашко пояснил, что переориентация грузопотоков станет возможна, если РФ “предложит комплексный подход”.

Между тем, белорусские профильные эксперты полагают, что в случае реализации на практике такого решения, белорусские экспортеры столкнутся с рядом рисков.

“Сегодня белорусские грузоотправители, которые работают в портах Балтии – в Клай­педе и Вентспилсе, – имеют там не только оптимальные, хорошо выстроенные по инфраструктуре перевалок схемы, но и проверенные стивидорные компании, могут самостоятельно контролировать движение грузов. В случае, если придется работать с портами РФ на Балтике, такого преимущества у белорусских экспортеров не бу­дет”, – сообщил в беседе с корреспондентом агентства “Интерфакс-Запад” предста­витель белорусского профильного ведомства.

Он заметил, что “фактически, физический контроль над перевалкой белорусского экспорта может перейти к российским компаниям и будет зависеть от решений рос­сийских органов госуправления”.

“Есть опасность, что это может быть использовано, как элемент давления, некий си­ловой рычаг в сложных, конфликтных ситуациях, которые периодически возникают между Москвой и Минском, несмотря на то, что стороны декларативно отказались от торговых войн”, – сказал собеседник агентства.

Он заметил, что на практике стивидорные компании всегда имеют возможности за­тормозить или ускорить процесс перевалки грузов, ориентируясь на политику орга­нов госуправления, госкорпораций или крупных предприятий.

“Допустим, пиковые ситуации могут возникнуть по отгрузке белорусского хлоркалия, если возникнет необходимость регулировать квоты по экспорту в рамках БКК, а это сложный вопрос, как известно”, – заметил в данной связи источник в калийной отрас­ли.

В свою очередь, опрошенные агентством “Интерфакс-Запад” представители бе­лорусской нефтепереработки обратили внимание, что в случае переориентации экс­порта нефтепродуктов из портов Балтии в порты РФ в балтийском регионе, Россия будет иметь возможность физически контролировать не только объемы экспортных грузов, но и их номенклатуру.

“Это, своего рода, еще один контрольный механизм по предотвращению “раство­рительного бизнеса”, – заметил представитель отрасли.

Он обратил внимание на то, что в настоящее время белорусская и российская сто­роны прорабатывают пакет мер по предотвращению производства сублимирован­ных нефтепродуктов из российского сырья и их экспорта, а также нефтяной баланс на 2013 год. Одно из предложений, в частности, предусматривает, что в Беларусь свободно, без обязательств, будет поставляться нефть только для внутренних пот­ребностей республики. Все остальное сырье будет поступать по толлинговым схе­мам. Таким образом РФ стремится обеспечить возврат нефтепродуктов для того, чтобы насытить собственный топливный рынок. “Переход в отгрузке на балтийские порты РФ поможет еще и чисто физически контролировать безусловное исполнение Беларусью, в том числе и частными трейдерами, толлинговых схем поставок”, – счи­тает источник.

Когда в товарищах согласья нет…

Между тем, в профильном транспортном ведомстве отмечают, что решение о пе­реводе основных экспортных потоков из портов Латвии и Литвы в порты РФ на Бал­тике, является, в большей степени, политическим. “Это чистая политика, поскольку экономически объяснить мотивы такого решения невозможно”, – сказал представи­тель этого органа госуправления.

В свою очередь, источник в нефтяной отрасли не исключил, что решение о пере­ориентации белорусского экспорта на российские порты может быть “своеобразной компенсацией того, что Москва простила Минску упущенные из-за бизнеса с раство­рителями $1,5 млрд нефтяных пошлин”.

“Уже только тот факт, что расстояние от Солигорска (Минская обл., место расположе­ния ОАО “Беларуськалий”) до Клайпеды почти на 300 км короче, чем до Санкт-Пе­тербурга, снимает все вопросы об экономической целесообразности такого ре­шения”, – заметил, в свою очередь, представитель транспортного ведомства.

Кроме того, он обратил внимание, что на сегодняшний день тарифы Литвы на желез­нодорожные перевозки белорусских экспортных грузов, идущих на перевалку в Клайпеду, примерно на $10 дешевле российских тарифов.

Однако, представитель транспортной отрасли напомнил, что в ближайшее время в рамках ЕЭП произойдет унификация тарифной политики на железнодорожные экс­портно-импортные грузоперевозки.

“На практике это значит, что тарифы вырастут, как внутри Беларуси, так и в России. Кстати, белорусские тарифы в этом разрезе увеличиваются в конце ноября, по ряду товарных позиций – очень существенно. Поэтому, расстояние следования по Бе­ларуси, в вопросе транспортной логистики, будет иметь крайне важное, определя­ющее значение”, – сказал источник.

Решение будет принимать грузоотправитель

В то же время, белорусские профильные эксперты считают, что в Беларуси решить вопрос о перенаправлении грузопотоков в порты Ленобласти можно будет решить только с применением административного ресурса.

“Решение о том, какова будет логистика при экспорте товаров, принимает исклю­чительно грузоотправитель, который руководствуется, прежде всего, своими эко­номическими интересами.

Fелезная дорога выполняет только заказы владельцев грузов, у железнодорожного ведомства нет полномочий диктовать экспортерам направление грузоперевозок”, – отметил представитель государственного транспортного ведомства. Поэтому, под­черкнул он, в случае, если “такое политическое решение будет принято, потребует­ся административный ресурс, чтобы воплотить его в жизнь”.

Он, однако, отметил, что стремление Беларуси диверсифицировать свои грузопо­токи будет способствовать большей конкуренции среди железнодорожных перевоз­чиков. “Литва довольно давно, понимая эту специфику, предоставила для белорусс­ких грузов, следующих в Калининград, сквозные транзитные спецтарифы.

Латвия здесь занимает более жесткую позицию. Возможно, в случае, если в игру вступят порты Ленобласти, латвийским перевозчикам придется подвинуться по тари­фам”, – сказал он.

С другой стороны, напомнил собеседник агентства, в недавнем времени Латвия за­явила о готовности предоставить Беларуси все условия для строительства или арен­ды терминалов в своих портах.

“Если Беларусь будет привязана к латвийским портам собственностью, ей будет трудно отказаться от услуг портов Вентспилса и Риги. В этом для республики тоже кроется определенная опасность”, – сказал источник.

Источник: logistic.ru

Комментарии закрыты