Беларусь, переориентировав перевалку собственных экспортных грузов из портов Балтии в российские порты балтийского региона, не только снизит эффективность экспорта, но и рискует отдать механизм экспортных отгрузок под контроль России, считают профильные эксперты.
Хлоркалий и нефтепродукты будут “под присмотром”
Беларусь приняла решение о переориентации основных грузопотоков на российские порты на Балтике добровольно, никакого политического давления на страну не осуществлялось, заявил в недавнем времени первый вице-премьер республики Владимир Семашко, комментируя заявление президента Беларуси Александра Лукашенко о готовности переориентировать транзит основных экспортных грузов в порты Ленинградской области РФ. Он пояснил, что переориентация транзита белорусских экспортных потоков позволит диверсифицировать политические и экономические риски.
В.Семашко пояснил, что переориентация грузопотоков станет возможна, если РФ “предложит комплексный подход”.
Между тем, белорусские профильные эксперты полагают, что в случае реализации на практике такого решения, белорусские экспортеры столкнутся с рядом рисков.
“Сегодня белорусские грузоотправители, которые работают в портах Балтии – в Клайпеде и Вентспилсе, – имеют там не только оптимальные, хорошо выстроенные по инфраструктуре перевалок схемы, но и проверенные стивидорные компании, могут самостоятельно контролировать движение грузов. В случае, если придется работать с портами РФ на Балтике, такого преимущества у белорусских экспортеров не будет”, – сообщил в беседе с корреспондентом агентства “Интерфакс-Запад” представитель белорусского профильного ведомства.
Он заметил, что “фактически, физический контроль над перевалкой белорусского экспорта может перейти к российским компаниям и будет зависеть от решений российских органов госуправления”.
“Есть опасность, что это может быть использовано, как элемент давления, некий силовой рычаг в сложных, конфликтных ситуациях, которые периодически возникают между Москвой и Минском, несмотря на то, что стороны декларативно отказались от торговых войн”, – сказал собеседник агентства.
Он заметил, что на практике стивидорные компании всегда имеют возможности затормозить или ускорить процесс перевалки грузов, ориентируясь на политику органов госуправления, госкорпораций или крупных предприятий.
“Допустим, пиковые ситуации могут возникнуть по отгрузке белорусского хлоркалия, если возникнет необходимость регулировать квоты по экспорту в рамках БКК, а это сложный вопрос, как известно”, – заметил в данной связи источник в калийной отрасли.
В свою очередь, опрошенные агентством “Интерфакс-Запад” представители белорусской нефтепереработки обратили внимание, что в случае переориентации экспорта нефтепродуктов из портов Балтии в порты РФ в балтийском регионе, Россия будет иметь возможность физически контролировать не только объемы экспортных грузов, но и их номенклатуру.
“Это, своего рода, еще один контрольный механизм по предотвращению “растворительного бизнеса”, – заметил представитель отрасли.
Он обратил внимание на то, что в настоящее время белорусская и российская стороны прорабатывают пакет мер по предотвращению производства сублимированных нефтепродуктов из российского сырья и их экспорта, а также нефтяной баланс на 2013 год. Одно из предложений, в частности, предусматривает, что в Беларусь свободно, без обязательств, будет поставляться нефть только для внутренних потребностей республики. Все остальное сырье будет поступать по толлинговым схемам. Таким образом РФ стремится обеспечить возврат нефтепродуктов для того, чтобы насытить собственный топливный рынок. “Переход в отгрузке на балтийские порты РФ поможет еще и чисто физически контролировать безусловное исполнение Беларусью, в том числе и частными трейдерами, толлинговых схем поставок”, – считает источник.
Когда в товарищах согласья нет…
Между тем, в профильном транспортном ведомстве отмечают, что решение о переводе основных экспортных потоков из портов Латвии и Литвы в порты РФ на Балтике, является, в большей степени, политическим. “Это чистая политика, поскольку экономически объяснить мотивы такого решения невозможно”, – сказал представитель этого органа госуправления.
В свою очередь, источник в нефтяной отрасли не исключил, что решение о переориентации белорусского экспорта на российские порты может быть “своеобразной компенсацией того, что Москва простила Минску упущенные из-за бизнеса с растворителями $1,5 млрд нефтяных пошлин”.
“Уже только тот факт, что расстояние от Солигорска (Минская обл., место расположения ОАО “Беларуськалий”) до Клайпеды почти на 300 км короче, чем до Санкт-Петербурга, снимает все вопросы об экономической целесообразности такого решения”, – заметил, в свою очередь, представитель транспортного ведомства.
Кроме того, он обратил внимание, что на сегодняшний день тарифы Литвы на железнодорожные перевозки белорусских экспортных грузов, идущих на перевалку в Клайпеду, примерно на $10 дешевле российских тарифов.
Однако, представитель транспортной отрасли напомнил, что в ближайшее время в рамках ЕЭП произойдет унификация тарифной политики на железнодорожные экспортно-импортные грузоперевозки.
“На практике это значит, что тарифы вырастут, как внутри Беларуси, так и в России. Кстати, белорусские тарифы в этом разрезе увеличиваются в конце ноября, по ряду товарных позиций – очень существенно. Поэтому, расстояние следования по Беларуси, в вопросе транспортной логистики, будет иметь крайне важное, определяющее значение”, – сказал источник.
Решение будет принимать грузоотправитель
В то же время, белорусские профильные эксперты считают, что в Беларуси решить вопрос о перенаправлении грузопотоков в порты Ленобласти можно будет решить только с применением административного ресурса.
“Решение о том, какова будет логистика при экспорте товаров, принимает исключительно грузоотправитель, который руководствуется, прежде всего, своими экономическими интересами.
Fелезная дорога выполняет только заказы владельцев грузов, у железнодорожного ведомства нет полномочий диктовать экспортерам направление грузоперевозок”, – отметил представитель государственного транспортного ведомства. Поэтому, подчеркнул он, в случае, если “такое политическое решение будет принято, потребуется административный ресурс, чтобы воплотить его в жизнь”.
Он, однако, отметил, что стремление Беларуси диверсифицировать свои грузопотоки будет способствовать большей конкуренции среди железнодорожных перевозчиков. “Литва довольно давно, понимая эту специфику, предоставила для белорусских грузов, следующих в Калининград, сквозные транзитные спецтарифы.
Латвия здесь занимает более жесткую позицию. Возможно, в случае, если в игру вступят порты Ленобласти, латвийским перевозчикам придется подвинуться по тарифам”, – сказал он.
С другой стороны, напомнил собеседник агентства, в недавнем времени Латвия заявила о готовности предоставить Беларуси все условия для строительства или аренды терминалов в своих портах.
“Если Беларусь будет привязана к латвийским портам собственностью, ей будет трудно отказаться от услуг портов Вентспилса и Риги. В этом для республики тоже кроется определенная опасность”, – сказал источник.
Источник: logistic.ru