В Торгово-промышленной палате России состоялось заседание комитета по логистике, на котором обсуждались вопросы интеграции предпринимательской деятельности на рынке железнодорожных перевозок. В работе комитета приняли участие советник президента РФ Игорь Левитин и президент ТПП РФ Сергей Катырин. С докладами выступили генеральный директор ОАО «РЖД Логистика» Павел Соколов и профессор Высшей школы экономики Татьяна Кулакова.
Как отметил президент ТПП РФ Сергей Катырин, с логистикой связаны практически все направления российского предпринимательства. Проявляют к ней интерес и зарубежные бизнесмены. И мы будем продвигаться по пути ее совершенствования с учетом замечаний зарубежных коллег, но во главе угла должны стоять интересы российского бизнеса.
Павел Соколов в своем докладе заметил, что в условиях конкурентного рынка особое значение приобретает планирование процесса непрерывного движения товаров, обеспечение стабильных потоков информации. Для этого необходимы комплексные логистические услуги высокого качества.
С созданием Таможенного союза транспортно-логистический рынок изменился. Снятие таможенных барьеров приводит к росту товарооборота внутри альянса, увеличивается поток грузов в направлении Европы. На высшем уровне поддержано решение о создании объединенной транспортно-логистической компании. Планируется, что в ее собственность будут переданы активы, позволяющие контролировать как подвижной состав, так и терминально-складские мощности. Это позволит ОТЛК стать поставщиком качественного и коммерчески привлекательного транзитного продукта.
Однако в ожидании создания объединенной компании российские перевозчики не сидят сложа руки. Сейчас запущен важный проект, обеспечивающий повышение качества логистических услуг. Это контейнерный поезд, который связывает Китай и Европу и курсирует между городами Чунсин и Дуйсбург. За 16 суток поезд преодолевает расстояние в 11 тыс. км.
Огромный потенциал международных грузовых перевозок подтверждается всеми прогнозами рынка. По самым консервативным оценкам, объем транзита по территории России вырастет к 2020 году до одного миллиона ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент. – Прим. ред.) в год.
Однако существует ряд факторов, сдерживающих развитие транзита. Наиболее актуальным из них является нестабильная скорость прохождения всего маршрута. Тот же контейнерный поезд находится в пути 16 суток не всегда. Иногда этот срок увеличивается и до 25 суток. И это при том, что за графиком его следования организован особый контроль.
Сказывается и проблема с отсутствием вагонов, их разнотипностью. Скажем, приватный и инвентарный вагоны предполагают разное заполнение документов. Серьезно влияет на привлекательность азиатско-европейского маршрута такой фактор, как отсутствие технологий, позволяющих сгладить сезонность. Ни для кого не секрет, что Казахстан с конца ноября по февраль испытывает воздействие низких температур. Они доходят порой до 50 градусов мороза, а для электроники, которая экспортируется из Китая в Европу, это губительная температура. Сюда добавляются и инфраструктурные ограничения.
Самый простой пример, имеющий отношение к железнодорожному транспорту, – это поезда разной длины. В Китае принята одна длина поездов, в странах ЕЭП – другая, в Европе – третья. Ну и, конечно, отсутствие унифицированных перевозочных документов. Тестовые отправки по объединенной накладной уже сделаны, но необходимо, чтобы это заработало не только на одном пограничном переходе.
Одним из вариантов решения существующих проблем может стать проект, реализуемый ОАО «РЖД Логистика» совместно с ООО «Транспорт Девелопмент Групп» в Забайкальске, который называется «Развитие технологий логистики и электронный документооборот «Восток – Запад». В будущем проект приведет к созданию межгосударственной сети передачи информации по транспортной логистике, таможенному оформлению и иным смежным сферам. Кроме того, планируется здесь же испытать на практике изменения в порядке перегрузки грузов – с тем, чтобы часть из них перегружалась еще на китайской стороне. Это значительно повысит пропускную способность Забайкальска и позволит сократить среднее транзитное время на переходе Манчжурия – Забайкальск с 3–5 суток до 12–18 часов.
Выступившие на заседании члены комитета и приглашенные эксперты поделились своими соображениями о том, как решать проблемы логистики.
Итоги дискуссии подвел советник президента России Игорь Левитин. Он отметил, что часто правительство критикуют за неверную тарифную политику. Но у нас забывают о так называемых нерегулируемых тарифах, которые устанавливают сами компании. А их тоже стоит проанализировать и разобраться в том, насколько они рыночные.
К сожалению, мы утратили комплексную услугу по экспедированию грузов, отметил Игорь Левитин. Перевозчики есть, а экспедиторов нет. Но именно такая услуга позволяла в самой удобной форме приобщаться к логистике малому и среднему бизнесу.
Игорь Левитин напомнил, что президент Путин определил срок доработки проекта федерального закона о транзите – это конец января. Таким образом, за это время нужно подготовить предложения бизнес-сообщества о том, кто будет устанавливать стандарты в логистике. Как должны быть выстроены взаимоотношения транспортников и государственных служб. Что касается проблем с кадрами в области логистики, то их советник президента предложил обсудить на очередном заседании комитета, сделав его выездным. Наиболее удобным местом, по мнению Игоря Левитина, может стать МИИТ, где есть кафедра логистики.
Источник: loglink.ru