Некоммерческое партнёрство «Совет участников рынка услуг операторов железно­дорожного подвижного состава» предлагает ликвидировать парк ВСП. Организация направила в Минтранс предложения, гарантирующие перевозки по тем условиям, по которым сейчас работает этот парк.

Как сообщили «Гудку» в партнёрстве, его президиум одобрил и направил в органы исполнительной власти соответствующую схему по обеспечению перевозок соци­ально значимых грузов, в том числе и повагонных отправок, в которой будет исполь­зован механизм электронной торговой площадки.

Заявки будут распределены между несколькими системными интеграторами. По классификации партнёрства системный интегратор – это оператор железнодорожно­го подвижного состава, являющийся членом СРО и владеющий крупным парком универсальных грузовых вагонов. Такие интеграторы будут участвовать также и в конкурсном отборе для обеспечения воинских и специальных перевозок, потери по которым им будет компенсировать федеральный бюджет.

Сейчас на сети работают 1,2 млн грузовых вагонов, из них парк ВСП составляет 105 тыс., то есть порядка 10%. Как утверждают в партнёрстве, частные операторы го­товы взять на себя эти перевозки на тех же условиях, так как парк ВСП затрудняет для них оперирование своими вагонами, а также снижает показатели оборота под­вижного состава. Ранее председатель президиума НП Сергей Мальцев высказывал­ся за постепенную отмену привлечённого парка, который операторы рассматривают как временную меру.

«Операторы действительно выступили с такой инициативой – взять на себя в тесто­вом режиме 10% перевозок, в том числе и на тех маршрутах, которые непривле­кательны для частного бизнеса, – подтверждает заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. – Мы поддерживаем эту инициативу и надеемся, что у них по­лучится. Это станет показателем того, насколько партнёрство дееспособно и его чле­ны могут сорганизоваться для решения важных задач».

Пока нельзя сказать, будет ли правительство закреплять эти обязательства норма­тивными актами, или для этого будет достаточно внутренних регламентов в самом партнёрстве.
«Официальная позиция ОАО «РЖД» состоит в том, что парк ВСП необходимо сохра­нить и в следующем году, – заявил «Гудку» первый заместитель генерального ди­ректора ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Колесников. – Компания отправила в правитель­ство своё мнение по этому поводу. Маловероятно, что частным операторам будет выгодно работать по цене 800–900 руб. в сутки за вагон, хотя себестоимость своих вагонов они не показывают, ссылаясь на коммерческую тайну».

Как говорит руководитель комиссии по железнодорожному транспорту общероссий­ской общественной организации «ОПОРА России» Глеб Киндер, эту инициативу партнёрство обсуждало и с малым бизнесом. «Сейчас доля наших отправок сос­тавляет всего 10–15% от общесетевых, из них какая-то часть осуществляется по контрактам, – замечает Глеб Киндер. – Поэтому вполне возможно, что речь идёт и о меньше чем 10%». Хотя в «ОПОРЕ» признают, что на определённых направлениях парк ВСП более эффективен, но в целом там не ждут каких-то сложностей с перевоз­кой грузов в будущем, поскольку сейчас намечаются тенденции к снижению объ­ёмов перевозок. На фоне профицита подвижного состава вскоре операторы будут конкурировать за клиента, который способен будет оплатить транспортировку своего товара.

Парк ВСП (вагон собственный привлечённый) был создан в декабре 2011 года поста­новлением правительства № 1051, которое устанавливало порядок привлечения ОАО «РЖД» в аренду полувагонов ОАО «ВГК» и других собственников подвижного состава. Мера была направлена на стабилизацию рынка перевозок, поскольку на ко­нец прошлого года ставка аренды полувагона на рынке составляла 1700–1800 руб. в сутки. Ставка привлечения была определена в размере 1003 руб. за вагон. Сей­час в аренде у РЖД находятся 105 тыс. полувагонов ВГК. С их помощью перевозят­ся социально значимые грузы ЖКХ, Минобороны и МВД, а также ряд направлений, где необходимы более дорогие повагонные отправки для предприятий малого и среднего бизнеса. До сентября этого года перевозки этим парком для РЖД были убыточными, однако в сентябре компания по этим перевозкам вышла на себесто­имость. Срок действия постановления правительства № 1051 заканчивается в этом году, и сейчас решается вопрос о его продлении или возвращении парка ВСП об­ратно в собственность ВГК.

Источник: logistic.ru

Комментарии закрыты