На III Международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлурги­ческих грузов РФ» руководитель отдела исследований грузовых перевозок Инсти­тута проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Куротченко выступил с докла­дом «Рынок перевозок горно-металлургических грузов в преддверии унификации та­рифов на порожний пробег полувагонов».

В начале своего выступления Игорь Куротченко сообщил, что в последнее время та­рифная нагрузка на перевозки горно-металлургических грузов напрямую зависит от среднего времени нахождения вагона в пути. По данным эксперта, средняя ско­рость доставки руды во внутреннем сообщении падает, и для маршрутных отправок она уже составляет 280 км/сут. При этом, как отметил докладчик, скорость продол­жает снижаться, повышается оборот вагонов и, в результате, на десятки процентов возрастает вагонная составляющая тарифа, что вынуждает определять ответствен­ного по претензиям за просрочки доставки грузов со стороны грузоотправителей.

По данным Игоря Куротченко, темпы роста вагонной составляющей тарифа в целом опережают темпы роста его нерегулируемой части. По мнению докладчика, это свя­зано с тем, что после кризиса 2008-2009 гг. произошел рост грузовой базы, суточ­ные ставки за аренду вагона вернулись на уровень 1 300-1 400 руб./сут., увеличи­лось число вагонов под погрузку и, в результате, стоимость перевозки снова пошла вверх.

Докладчик отметил и рост простоев вагонов на путях общего пользования. По дан­ным эксперта, после вступления в силу Приказа Министерства Транспорта РФ № 258 была улучшения ситуация с простоем вагонов на станциях погрузки, но на стан­циях выгрузки проблема решена не была. Игорь Куротченко подчеркнул, что рост простоев негативно сказывается на эксплуатационной обстановке на сети. По сло­вам докладчика, внедрение парка ВСП ликвидировало кризисную ситуацию, однако не решило ряд системных проблем.

Далее Игорь Куротченко отметил, что дефицит локомотивной тяги возникает в том числе в связи с неэффективным движением вагонов. По словам эксперта, в насто­ящий момент пробег груженых вагонов держится на уровне 2007 года, а эксплуати­руемый парк бьет исторические рекорды. По оценкам Игорям Куротченко, сегодня ежесуточно на покрытие неэффективного движения вагонов требуется наличие 650 магистральных локомотивов в эксплуатируемом парке (по оценкам ОАО «РЖД» – 600 магистральных локомотивов, 2 000 локомотивных бригад и несколько сотен ма­невровых тепловозов).

В заключение своего выступления, Игорь Куротченко заявил, в настоящий момент рынок полувагонов можно считать конкурентоспособным. Как отметил эксперт, ры­нок со временем в состоянии приспособится под новые логистические схемы опе­раторов грузовых вагонов, однако в краткосрочном периоде следует ожидать даль­нейшего роста простоев и оборота вагонов. Докладчик подчеркнул важность при­нятия решения с оплатой простоя вагонов на путях общего пользования как сти­мула для повышения эффективность использования вагонов. Помимо этого, по мне­нию эксперта, консолидация крупных компаний также может улучшить ситуацию на рынке.

Источник: logistic.ru

Комментарии закрыты