Введение с 1 сентября в России утилизационного сбора – своего рода новой пошли­ны на ввозимые иномарки – приведет к тому, что многие российские и международ­ные перевозчики перенесут свой бизнес в Белоруссию, пишет “Газета.ру”. Вернуть­ся на родину уже планируют многие белорусские бизнесмены, которые в начале ну­левых зарегистрировали свои автотранспортные фирмы в России. Белорусские власти стимулируют этот процесс, вводя льготы для национальных грузоперевозчи­ков.

По оценке белорусских участников рынка грузоперевозок, их российские коллеги могут значительно пострадать от введения утилизационного сбора. Большинство из них закупают технику за границей – как новую (чаще в лизинг), так и б/у. При этом, к примеру, седельные тягачи в России почти не производятся. Однако ставка нового сбора на импортную грузовую автотехнику может в отдельных случаях превышать 1,5 млн российских рублей. Те, кто работает преимущественно на внутреннем рын­ке, могут компенсировать эти затраты, увеличивая тарифы на грузоперевозки. Но для международных перевозчиков такая схема неизбежно повлечет вытеснение с рынка. Услуги российских транспортных компаний окажутся неконкурентоспособны­ми по сравнению с конкурирующими фирмами из Белоруссии, Украины и Польши. В первых числах сентября в профессиональной среде появилась информация о том, что некоторые российские перевозчики уже готовят документы для перерегист­рации своего бизнеса в Белоруссии, а многие другие внимательно рассматривают такой вариант.

В самой Белоруссии уже ожидают волну “бизнес-репатриантов” – речь идет о возв­ращении многочисленных белорусских компаний, осевших в свое время в Под­московье, Смоленской и Брянской областях.

О планах переноса бизнеса в Белоруссию корреспонденту”Газеты.Ru” рассказал представитель одной из российских фирм-грузоперевозчиков, зарегистрированных в Смоленске. В Минск он приехал, чтобы определиться с точным местом регистра­ции своей фирмы на белорусской территории:”Нам нужны седельные тягачи. И мы теперь оказываемся перед выбором: или покупать подержанные Scania и подни­мать расценки, или покупать новые”МАЗы” и переплачивать за ремонт, простой и т. д. То есть по деньгам выходит то же самое. А взять по лизингу мы теперь не смо­жем: пока нет определенности с лизинговыми схемами в новых условиях, никто не хочет рисковать”.

Тогда, в 1998-2009 годах, многие белорусские предприниматели в области грузопе­ревозок бежали в Россию от неблагоприятного белорусского бизнес-климата и прес­ледования со стороны контролирующих органов.

В числе российских компаний-грузоперевозчиков белорусского происхождения та­кие заметные игроки восточноевропейского рынка автоперевозок, как группа”Джен­ти”, группа”Траско/Алев-Транс”. Одна из крупнейших компаний Смоленского реги­она -”Альфа Транс” – также имеет белорусских соучредителей. Ну а в Брянской об­ласти местный транспортный рынок вообще практически полностью занят транспор­тниками, перебравшимися туда из Гомельской области Белоруссии.

Однако в последние годы белорусские правила ведения бизнеса стали немного бо­лее либеральными.

Кроме того, российские компании, перебирающиеся в Белоруссию, по местным за­конам будут рассматриваться как иностранные инвесторы, то есть получат многочис­ленные льготы. От утилизационного сбора они будут избавлены полностью.

Между тем белорусские власти также предпринимают меры для того, чтобы по­высить роль Белоруссии на восточноевропейском транспортном рынке. И, в частнос­ти, переманить перевозчиков из соседних стран. Так, в Белоруссии плата за проезд грузовиков по местным дорогам взимается в белорусских рублях с местных пере­возчиков и в евро со всех прочих.

“Нам юристы еще объяснили, что в Белоруссии сейчас есть правило: если фирма регистрируется и действует в малом или среднем городе, то она на семь лет осво­бождается от множества налогов, а также от обязательной продажи валютной выруч­ки, что для нас особенно важно (речь про декрет № 6″О стимулировании предпри­нимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности”, подписанный Лукашенко 6 мая этого года. -”Газета.Ru”), – рассказывает представитель одной из российских фирм-грузоперевозчиков. – То есть нас будут рассматривать как инвесторов, отсюда и льготы”.

Однако еще более важно, что сейчас белорусское правительство вкладывает боль­шие деньги в строительство транспортно-логистических и складских центров в раз­ных районах страны. Такие логистические центры заметно облегчают жизнь грузопе­ревозчикам.

“Посмотрите на карту Белоруссии. Страна полностью транзитная: между Украиной и странами Балтики, между Россией и Европой, – говорит замглавы департамента ми­нистерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Владимир Грибов. – Так что гру­зоперевозки всех видов – это один из главных источников дохода бюджета. Чтобы использовать транзитные возможности в полной мере, мы с 2009 года строим по всей стране транспортно-логистические центры(ТЛЦ). Такие центры строятся в точ­ках пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог, рядом с крупны­ми городами, что способствует развитию рынка транспортных услуг”.

Можно сказать, что логистические центры, возводимые за счет белорусского гос­бюджета, достаточно типовые: они включают склады временного хранения, та­моженные склады и склады общего пользования с регулируемым температурным режимом, автоматизированные системы управления.

При таких центрах постоянно находятся представители служб карантинного фитоса­нитарного контроля и госстандарта, а также расчетно-кассовых центров. Это позво­ляет международным грузоперевозчикам уменьшить затраты на перевозку грузов и экономить время, получать качественное обслуживание товаропотоков, сократить коммерческие риски.

Программой развития логистической системы в Белоруссии на период до 2015 года определено около 50 площадок для строительства логистических центров. Сейчас заканчивается (либо уже завершено) строительство 41 такого центра. При этом 25 проектов реализуется в рамках госпрограммы за бюджетные деньги, а 16 – это до­полнительные проекты по инвестиционным договорам с зарубежными компаниями.

Наибольшее количество логистических центров (22) строится в Минской области, поскольку здесь пересекаются два ключевых транспортных коридора. В Брестской области строится 7 логистических центров, в Витебской – 4, в Гомельской – 2, в Грод­ненской – 4, в Могилевской области – 2. При этом фирмы-грузоперевозчики, зарегист­рированные в Белоруссии, получают льготный доступ к этим транспортно-логисти­ческим центрам.

По данным BusinessStat, по итогам 2011 года стоимостный объем российского рын­ка коммерческих автомобильных грузоперевозок вырос на 17,4%, до 490,6 млрд руб. Росту выручки рынка способствовали рост грузооборота и доходных ставок на автомобильные грузоперевозки.

В 2011 году коммерческий грузооборот автотранспорта в России вырос на 4% и дос­тиг 84,1 млрд тонно-км. Рост грузооборота в 2011 году был обусловлен общим по­вышением пропускной способности российских автодорог, увеличением средней дальности перевозки грузов, ростом массы перевозимых грузов, а также увеличени­ем количества сделок и снижением процентных ставок по лизингу автотехники. Эти тенденции сохранялись примерно до середины 2012 года.

К концу 2011-го в России насчитывалось 46,3 тыс. предприятий автомобильных гру­зоперевозок. При этом 90% автомобильных грузоперевозок в стране осуществляют­ся предприятиями малого бизнеса. Деление бизнеса на более мелкие организации позволяет коммерческим структурам уходить от системы выплаты крупных налогов и работать по схеме выплаты единого налога на вмененный доход. По оценкам участников рынка, малые грузоперевозчики обладают наибольшей мобильностью и при необходимости легко могут переносить свой бизнес в зоны наибольшего благоп­риятствования.

При этом белорусский рынок грузоперевозок находится на подъеме. Об этом сви­детельствует стабильный рост объемов услуг, оказанных операторами рынка.
По данным Национального статистического комитета, в январе – июле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011-го транспортники Белоруссии увеличили объем грузоперевозок на 10,6% – до 187 млн тонн. В целом за первые 7 месяцев экспорт транспортных услуг в стране составил $1 696 300 000, что на 16,6% больше, чем в январе – июле 2011 года. При этом экспорт транспортных услуг составил $1 462 800 000, или на 14,4% больше, чем за такой же период прошлого года.

Источник: logistic.ru

Комментарии закрыты