В морском торговом порту Усть-Луга, стоящем на берегу Лужской губы Финского залива, введен в промышленную эксплуатацию терминал перевалки нефти проектной мощностью 30 млн т, сообщает ООО “Невская трубопроводная компания” (НТК). Новый терминал является конечной точкой второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), полноценная работа которой позволит российским нефтяным компаниям улучшить логистические потоки и снизить операционные издержки на транспортировку нефти, экспортируемой в страны Европы.
Уже в 2012г. НТК планирует отправить через новый терминал 15 млн т нефти. При этом в сентябре 2012г. планируется перевалить 2 млн т нефти, в октябре – 2,5 млн т.
“Все объекты терминала прошли необходимые экспертизы и полностью готовы к эксплуатации. Данный вывод подтверждают результаты работы терминала в тестовом режиме в период с марта по сентябрь 2012г. Используемые на объектах нефтеналивного терминала системы и технологии позволяют обеспечить необходимый уровень промышленной и экологической безопасности в ходе его последующей эксплуатации”, – заявил генеральный директор НТК Константин Хамлай.
Напомним, что в мае с.г. 12 европарламентариев написали письмо президенту РФ Владимиру Путину, главе российского правительства Дмитрию Медведеву и канцлеру Германии Ангеле Меркель, в котором просили приостановить работу нефтяных причалов в Усть-Луге. Свою просьбу депутаты Европарламента обосновывали тем, что причалы 4 и 5, введенные в эксплуатацию в марте с.г., не были должным образом проинспектированы российскими властями и международными экспертами.
В ОАО “Транснефть”, комментируя данное обращение, высказывали точку зрения, что истинной причиной являются лоббистские интересы перепродавцов нефти, а не забота об экологической обстановке в российском порту. В частности, официальный представитель “Транснефти” Игорь Демин пояснял, что с вводом в эксплуатацию нефтяного терминала в Усть-Луге на западном экспортном направлении впервые появился профицит мощностей и российские нефтяники сделали выбор в пользу БТС-2 из-за более выгодных ценовых условий поставок. Например, в настоящее время наблюдаются существенные недопоставки нефти в Чехию, так как от этого направления отказались ЛУКОЙЛ и “Роснефть”, а от этого проигрывают перепродавцы нефти, отмечал он.
Напомним, что до 2015г. в развитие морских портов России должно быть инвестировано 430 млрд руб., из которых 300 млрд руб. составят внебюджетные средства. По данным Минтранса РФ, грузооборот морских портов России к 2016г. вырастет на 46% по сравнению с 2010г. и составит 770 млн т.
По мнению экспертов, одно из самых перспективных направлений развития портов – Балтика. Эксперты в целом солидарны в том, что российские порты (в первую очередь Большой порт Санкт-Петербурга и новый порт в Усть-Луге) занимают стратегически более выгодное положение, чем их финские и прибалтийские конкуренты, в том числе за счет близости к конечному потребителю. Однако дефицит мощностей и слабость транспортной инфраструктуры долгое время не позволяют реализовать это преимущество, а высокие риски отпугивают потенциальных инвесторов.
Трубопровод БТС-2 проходит по маршруту г.Унеча (Брянская область) – г.Усть-Луга с ответвлением на г.Кириши через Брянскую, Смоленскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. На первом этапе мощность БТС-2 составит 30 млн т нефти в год. Запуск БТС-2 неоднократно откладывался из-за инженерных проблем на 4 и 5 причалах порта Усть-Луга, которые предназначены для отгрузки нефти. НТК (координатор по устранению инженерных проблем на этих причалах) 16 февраля 2012г. уведомила Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) об устранении инженерных проблем в порту.
Балтийская трубопроводная система – 2 (БТС-2) призвана диверсифицировать маршруты экспорта российской нефти и снизить транзитные риски при ее транспортировке на зарубежные рынки. На втором этапе (предварительно – 2013г.) пропускную способность системы предполагается увеличить до 50 млн т нефти в год. Стоимость строительства БТС-2 оценивается в 130 млрд руб., в том числе около 98 млрд руб. – первая очередь.
Источник: logistic.ru