По оценкам экспертов, на сети железных дорог на сегодняшний день образовался существенный профицит подвижного состава. Порядка 60 тысяч полувагонов являются невостребованными к перевозке. Но, несмотря на это, проблем у грузовладельцев меньше не стало. Три главных участника перевозочного процесса: грузоотправители, перевозчики и операторы подвижного состава не могут наладить эффективную систему взаимодействия. Отсюда и возникает ряд проблем, который негативно отражается на работе отрасли в целом.

Очередную попытку разрешить сложившуюся ситуацию предприняли участники конференции «Железнодорожные перевозки в УрФО – моделируем будущее», которая прошла 26 сентября в Екатеринбурге. Организаторы конференции: комиссия по железнодорожному транспорту общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ и НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (далее – НП Совет рынка).

На конференции присутствовали грузоотправители Урала – компании лесной, металлургической, горно-рудной отрасли, представители двух дорог – Свердловской и Южно-Уральской, органов государственной и региональной власти, общественных организаций, а также НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», в которое входят крупнейшие операторские компании страны.

«На протяжении всей железнодорожной реформы наблюдается отставание формирования нормативно-правовой базы – говорит руководитель комиссии по железнодорожному транспорту ОПОРЫ РОССИИ Глеб Киндер, – так, например, Положение об основах правового регулирования деятельности операторов до сих пор не принято, а это очень важный документ, который должен закрепить права и обязанности владельцев подвижного состава. По сути, сейчас их деятельность практически не регулируется. Хочу также напомнить, что с 1 ноября вступает в силу Приказ об унификации тарифов на порожний пробег вагонов. Это внесет существенные коррективы в работу железнодорожной отрасли».

Одним из вариантов регулирования деятельности операторов является создание СРО. Как отметил исполнительный директор НП Совет рынка Дмитрий Королёв, Члены партнёрства предлагают ввести единую СРО с обязательным членством в ней всех операторов. Помимо функций, предусмотренных в законе «О саморегулируемых организациях», единая СРО должна будет вести реестр операторов, разрабатывать обязательные для всех владельцев подвижного состава правила деятельности и качества услуг, а также готовить проекты отраслевых законов и нормативных актов.

Позицию ОАО «РЖД» по данному вопросу озвучил первый заместитель начальника Свердловской железной дороги Валерий Фомин: «Единая СРО должна быть, и все операторские компании должны стать членами этой организации, однако нужно чётко в законе определить, что такое оператор. Положительный эффект будет зависеть от того, насколько членство будет являться обязательным и будет ли установлен ценз по числу вагонов в парке оператора».

«Вести обсуждение, принимать новые документы можно бесконечно долго, а мы продолжаем терпеть убытки – говорит директор Миасского керамического завода Анатолий Лаферов, – завод до сих пор не вышел на объемы, которые отгружал до реформирования железнодорожного транспорта. В этом году за счет привлеченного парка ситуация несколько улучшилась, но в целом отношение к реформе у меня негативное».

С конкретным предложением по решению сложившихся проблем выступил советник Председателя Президиума НП Совет рынка Сергей Афанасьев: «Рынок уже готов к переходу от старой модели управления к новой системе, основанной на новых принципах, где работают новые инструменты. Совместно с ОПОРОЙ РОССИИ нами был разработан проект для малых и средних грузоотправителей. Его главный принцип – прозрачность ценообразование и, как следствие, формирование справедливой стоимости на подвижной состав. Грузоотправителям предлагается заключить типовой договор, который позволит стандартизировать услуги по предоставлению подвижного состава под перевозку, минимизировать риски по конфликтным ситуациям, сократить временные издержки на подписание договора. ООО «Проектный офис СРОЖТ» (далее – Проектный офис) – дочка НП Совет рынка выступает Агентом Грузовладельцев по поиску свободного подвижного состава на основе заключенного договора. Грузовладелец направляет в Проектный офис заявки, в которых указывает объемы груза и корреспонденции перевозок. По поступившим заявкам Проектный офис начинает поиск свободного подвижного состава у Операторов на основе заключенного типового договора с ними. Учитывая, что инструментом формирования стоимости перевозки будут являться электронные торги, грузовладелец получает гарантию нахождения минимально возможной стоимости перевозки его груза.

Также Сергей Афанасьев отметил, что первым регионам, где запущен данный проект, стал Уральский федеральный округ и уже сейчас на его территории работает представитель, который сможет проконсультировать грузовладельцев по всем интересующим вопросам.

Источник: loglink.ru

Комментарии закрыты