С 14 июля по 30 ноября Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации совместно с администрациями Псковской и Ленинградской областей проводит эксперимент, призванный упорядочить пересечение российско-эстонской границы. Наряду с традиционной «живой» очередью в этот период на МАПП «Куничина гора», «Шумилкино» (оба – Псковская область) и «Ивангород» (Ленобласть) должна функционировать очередь электронная. Правда, пока механизм работает в полную силу лишь в «Куничиной горе» – систему регистрации для двух остальных пунктов Росграница обещает запустить со дня на день.
Встать в виртуальную очередь можно, посетив сайт партнерской организации проекта GoSwift.ru. При входе в систему предлагается выбрать не только время планируемого приезда на границу и соответствующий пункт пропуска, но и указать категорию транспортного средства (их три – легковой и грузовой автомобили, автобус), а главное – данные водителя и информацию об автомобиле.
Вносить изменения в свою бронь можно, но не позднее, чем за три часа до указанного времени прибытия на МАПП. Кстати, имя водителя или номер транспортного средства корректировке не подлежат – для этого резервацию нужно полностью снять.
По словам представителя Северо-Западного таможенного управления Росграницы в Пскове Владимира Ткачева, за две недели реализации проекта услугой воспользовались 285 водителей легковых автомобилей. Г-н Ткачев подчеркнул, что конфликтных ситуаций на границе не возникает, паритет двух очередей – «живой» и электронной – соблюдается.
Тем не менее, турбизнесу Северо-Запада пока неясно, станет ли этот инструмент действительно удобным для тех, кто организует автобусные туры. По просьбе Исполнительной дирекции Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии ГБУ «Информационный туристский центр» Пскова провел опрос городских и областных турфирм на тему введения электронной очереди. Выяснилось, что меньше половины всех опрошенных занимаются отправкой автобусных туров через «Куничину гору», таковых компаний оказалось 19 (41%). При этом о нововведении знали сотрудники 15 из них, а возможности электронной очереди пока используют только в пяти компаниях – остальные либо не успели еще этого сделать, либо просто не видят необходимости.
Некоторые турфирмы отметили несвоевременность введения электронной очереди именно на МАПП «Куничина гора» – после исчезновения так называемых «бензинщиков» (автомобилистов, зарабатывавших на разнице в цене бензина на территории РФ и ЕС) очередь на границах, по их мнению, и так практически отсутствует.
В рамках эксперимента место в электронной очереди резервируется бесплатно. Так должно быть и впредь, уверено большинство представителей турфирм Пскова и Псковской области, иначе «лишний побор денег» будет вызывать недовольство туристов, на которых переложат расходы. Еще одно нарекание – турфирмы вплоть до дня поездки не могут забронировать место в очереди, поскольку не могут точно указать личные данные водителя – такова специфика бизнеса. Потеря времени в пути и опоздание к назначенному времени из-за воздействия человеческого фактора или непредвиденных обстоятельств на дороге приводит еще к большей потере времени на границе.
«Все фирмы, воспользовавшиеся этой услугой, отметили отсутствие соответствующей инфраструктуры. Если при выезде из Эстонии оборудована стоянка для ожидания, табло с высвечивающимися номерами машин, то на российской границе это отсутствует», – заключила директор ИТЦ Пскова Юлия Андреева.
Как отметила директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова, у турбизнеса региона остается к системе большое количество вопросов. «Например, в отдельную категорию для бронирования туристские автобусы так и не выделены. Пока нет ответа, когда электронная очередь станет доступна на МАПП «Ивангород», через который идет огромный поток туристов в Эстонию из Санкт-Петербурга», – уточнила она.
Но, пожалуй, главной проблемой остается недостаточная инфраструктурная развитость российских пунктов пропуска, отсутствие на них элементарных вещей (например, тех же мест накопления автобусов). Вопрос развития инфраструктуры МАПП – ключевой для повышения качества обслуживания туристов, уверена Татьяна Гаврилова. В Росгранице, в свою очередь, полагают, что успех эксперимента с электронной очередью должен постепенно улучшить ситуацию.
Северо-Западное отделение РСТ направило в СЗТУ Росграницы предложение организовать совместный семинар для турфирм региона, на котором представители агентства смогли бы подробно рассказать о принципах работы и перспективах электронной очереди и ответить на все вопросы.
Источник: loglink.ru